«И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех, и такое стали делать. И теперь не воспрепятствуется им всё, что замыслили, делать. Давайте низойдём и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:6-7).
Наши мудрецы во многих местах прославляют мир и единство между людьми и осуждают раздоры. Сказали мудрецы (Шабат, 10б), что Сам Творец называется именем «Шалом» («мир»). Ещё сказали мудрецы (Укцин, 3:12): «Не нашёл Г-сподь сосуда, более подходящего для благословения, чем мир». Великую силу мира и порочность раздора Раши в комментарии на недельную главу учит из того, что поколение потопа получило гораздо более серьёзное наказание, нежели поколение рассеяния (Вавилонской башни), несмотря на то, что грех поколения рассеяния был более тяжёлым, ведь «они посягнули на главное – бороться с Ним».
«(Почему же) те смыты потопом, а эти не были истреблены из мира?», – спрашивает Раши. И сразу же отвечает: «(Все в) поколении потопа были насильниками и враждовали друг с другом, поэтому они истреблены. Эти же относились друг к другу с любовью и по-дружески. Это учит тебя, что ненавистен раздор и велик мир», – заключает Раши. Но важно знать, что настоящее единство возможно, только когда люди поистине почитают друг друга. Лишь в этом случае каждый старается задуматься о своём товарище и удовлетворить его желания….Таким образом, каждый приближается к ближнему своему и царит между ними истинный мир и подлинное единство. Несомненно, что такой мир возможен только в среде праведных людей, для которых собственное «Я» не стоит на вершине всех интересов.
Однако бывает такое, что и среди грешников царит видимый мир. Этот мир возможен, только когда у них совпадают желания. В этом случае жизнь в согласии с другими не противоречит собственным желаниям. Однако стоит случиться тому, чтобы их желания разошлись, и мир между ними моментально испаряется.
Между грешниками поколения рассеяния был мир, но этот мир был только видимым: так случилось, что у них у всех было одно и то же желание – построить башню, но стоило какому-то фактору помешать их коммуникации, как от мира между ними ничего не осталось. С тех пор, как Творец перемешал их языки, а, следовательно, и их понимание, сразу же появился раздор. Так описывает Раши их отношения друг к другу после смешения языков: «один просит кирпич, а другой (вместо того) приносит ему раствор. Тогда первый набрасывается на второго, чтобы разбить ему голову».
«Истинность» мира можно определить только во время трудностей – тогда, когда личные потребности каждого человека противоречат потребностям другого. Наши мудрецы (Санедрин, 20а) прославляли поколение евреев, которые жили во время великого мудреца раби Йеуды бар Илая: евреи в то время были настолько бедны, что у них был один талит на нескольких человек. Они укрывались им вместе и продолжали изучать вместе слова святой Торы. Из слов Талмуда мы видим, что основой этого истинного мира была их праведность и Б-гобоязненность.
Статья была опубликована на сайте «Беерот Ицхак»