Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Обеты как инструмент духовного роста: правила и предостережения

Вопрос :

Уважаемый рав Реувен, я знаю, что, давая обещание Всевышнему, нужно говорить «бли недер». Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что я когда-то читала: если человеку трудно воздержаться от чего-то, то можно давать обеты и обещания. Это очень помогало мне в борьбе с зависимостью от телефона и социальных сетей, например, и в любой другой борьбе с собой, поскольку из страха нарушить обещание я боялась и все выполняла. Но недавно я слышала на одной лекции, что ни в коем случае нельзя давать ни обеты, ни обещания. Как же правильно поступать?

Ответ :

Действительно, человеку следует крайне осторожно относиться к обетам. В Гемаре сказано: «Тот, кто дает обеты, даже если их выполняет, называется грешником» (Недарим 22а). Поскольку обещание выполнить мицву считается недером, рекомендуется всегда добавлять «бли недер» (без обета) при обещании выполнить какую-либо заповедь.

Тем не менее, Шульхан Арух разъясняет, что в определенных случаях давать обеты не только разрешено, но даже может быть рекомендовано. Это касается ситуаций, когда человек опасается, что не сможет выполнить заповедь или нуждается в дополнительной мотивации для противостояния дурному началу.

Шульхан Арух (Йоре Деа 203:7) также одобряет обеты для исправления характера: «Дающий обеты для улучшения своего поведения достоин похвалы. Например, обжора может запретить себе мясо на время, пьяница — вино, жадный — подарки. Такие обеты служат Всевышнему и являются оградой для воздержанности. Однако не следует злоупотреблять ими — лучше воздерживаться без обетов».

Рассмотрим, почему обеты могут помочь человеку не согрешить.

Магид из Дубно, комментируя стих «у входа грех лежит» (Берешит 4:7), объясняет: дурное начало действует там, где есть сомнения в исполнении воли Всевышнего. То есть, когда у человека появляются колебания – выполнить волю Всевышнего или нет. Воспользовавшись этим «входом», йецер а-ра (дурное начало) без особого труда может подтолкнуть человека на неправедный путь. Однако там, где нет «входа» для нарушения воли Всевышнего, и это представляется человеку немыслимым, йецер а-ра не сможет к нему «проникнуть». Обет же «закрывает дверь» для греха, делая нарушение психологически невозможным. Именно поэтому праведники использовали обеты как надежную защиту от греха.

Исходя из этого, даже разрешённые обеты уместны лишь для тех, кто настолько трепетно относится к их соблюдению, что нарушение для них немыслимо. В противном случае лучше воздержаться от обетов, чтобы не рисковать усугублением греха дополнительным нарушением данного обета. Таким образом, человек должен тщательно оценить свою способность неукоснительно соблюдать обет, прежде чем его давать.

Кроме того, к обетам следует прибегать лишь в исключительных ситуациях, когда все иные средства исчерпаны. Даже если человек трепетно относится к обетам, существует риск их неосознанного нарушения. По этой же причине необходимо формулировать обеты предельно осторожно и точно, минимизируя возможность непреднамеренного нарушения. Важно тщательно взвесить необходимость обета и его потенциальные последствия, прежде чем принять на себя такое серьезное обязательство.

Перед принятием обета крайне важно проконсультироваться с компетентным раввином относительно его формулировки и уместности. Раввин сможет оценить индивидуальную ситуацию, помочь правильно сформулировать обет и определить, действительно ли он необходим в данном случае.

Если у вас есть конкретные примеры ситуаций, в которых вы рассматриваете возможность дать обет, я готов детально разобрать, как правильно подходить к этому вопросу в каждом конкретном случае. Такое обсуждение может быть весьма полезным для всех участников нашей группы, так как позволит на практических примерах разобрать тонкости и нюансы этой важной темы.

Была ли эта информация полезной?

Да (5)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому