Вопрос:
Разрешено ли в иудаизме поддерживать дружеские отношения и общаться с людьми других вероисповеданий? Как следует выстраивать такие отношения с точки зрения еврейской традиции?
Ответ:
В трактате Пиркей Авот (2:9) сказано: «Какой жизненный путь является наилучшим для человека? Иметь хорошего друга. А какого пути следует избегать? Общения с плохим товарищем». Это основополагающее правило показывает нам, насколько важно окружение человека для формирования его личности и духовного роста.
Рамбам в «Законах об образе жизни» (глава 6, закон 1) пишет: «Природа человека такова, что его взгляды и поступки формируются под влиянием друзей и знакомых, и он следует обычаям жителей своей страны. Поэтому человек должен общаться с праведниками и постоянно находиться среди мудрецов, чтобы учиться их поступкам. И следует держаться подальше от нечестивых, ходящих во тьме, чтобы не перенять их поведение».
Исходя из этого принципа, близкая дружба с людьми, чье мировоззрение противоречит фундаментальным основам иудаизма, крайне нежелательна, поскольку может оказать негативное влияние на духовное развитие человека.
Однако это не означает, что следует избегать любого общения с людьми других вероисповеданий. Напротив, Талмуд (трактат Брахот, 17а) учит нас, что человек должен стремиться к мирным отношениям со всеми людьми, включая неевреев. В отношениях с представителями других конфессий следует проявлять уважение, учтивость и отзывчивость, быть готовым оказать помощь в случае необходимости. Этот принцип иллюстрирует пример рабана Йоханана бен Заккая, который, по словам Талмуда, первым приветствовал каждого встречного на рынке, даже если это был нееврей, демонстрируя тем самым образец достойного поведения и уважительного отношения к каждому человеку.
Более того, Рамбам в «Законах о царях» (глава 10, закон 12) подчеркивает: «Мудрецы постановили навещать больных неевреев, хоронить их умерших наряду с умершими евреями и поддерживать их бедных наряду с бедными евреями… Ибо сказано: ‘Добр Господь ко всем, и милосердие Его на всех созданиях Его’, и еще сказано: ‘Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир'».
Таким образом, еврейский закон предписывает следующий подход: следует избегать тесной дружбы, которая может повлиять на мировоззрение человека и на его поведение, но при этом необходимо относиться ко всем людям с уважением и достоинством, проявляя доброту и участие, независимо от их вероисповедания.