Сегодня в спортзале ко мне подошел один еврей и спросил, как у меня дела. Я ответил, что отлично. Он сказал: «Ты страдаешь от чрезмерного оптимизма». Я ответил: «Это хорошая болезнь». Он спросил: «Ты знаешь, кто такой пессимист?» Я ответил: «Да, говорят, что пессимист – это оптимист с опытом». Тогда пришла моя очередь задавать вопросы: «А ты знаешь, кто такой настоящий оптимист?» Он спросил: «Кто?» Я ответил: «Это оптимист с большим опытом». И добавил: «Верно, реальность часто выглядит не так, как человек ожидает увидеть, но настоящий оптимист не отчаивается и продолжает надеяться на Всевышнего, и в конечном итоге он оказывается прав».
Яркий пример этому мы находим в недельной главе Торы. Яаков столкнулся с тяжелейшей реальностью: Йосеф, его избранный сын, преуспевающий в изучении Торы, считался погибшим; Шимон был взят в заложники в Египте; а египетский правитель требует привести к нему Биньямина. В момент боли Яаков даже пожаловался своим сыновьям: «Зачем вы причинили мне зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат?» (Берешит 43:6).
Мудрецы в мидраше (Берешит Раба, глава Микец) учат нас, что Яаков, который никогда не говорил пустых слов, здесь упрекается за свое нетерпение. В то время как Всевышний готовил почву для царствования Йосефа в Египте, Яакову было трудно увидеть полную картину.
Интересно отметить удивительную связь в гематрии между стихом жалобы Яакова «Зачем вы причинили мне зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат» и стихом из Теилим «Б-г милости Моей встретит меня, Б-г даст мне увидеть [поражение] врагов моих» (59:11). Эта связь учит нас, что в самой трудности уже заложено спасение.
В конце концов, реальность доказала, что оптимизм и вера окупаются: Яаков удостоился не только увидеть своего любимого сына Йосефа живым, но и увидеть его сохранившим праведность, несмотря на его огромный успех в Египте, и пережить великое спасение для всей семьи.