Вопрос:
Как объяснить то, что Б-г выбрал Шауля, а он не оправдал Его доверия; выбрал Шломо, и тот в конце своей жизни отошёл от праведности; то же самое можно спросить о Йераваме, первом царе Израиля после отделения десяти колен. Ведь Всеведущий Б-г мог изначально избрать более праведных людей. Почему же Он выбрал именно этих личностей, а не Давида изначально?
Ответ:
Чтобы понять эту тему, приведём слова Рамбама (Мишне Тора, Законы раскаяния, гл. 5, галаха 2):
«Да не придёт тебе в голову то, что говорят глупцы из народов мира и многие простецы из Израиля, что Святой, благословен Он, с самого начала творения определяет для человека быть праведником или злодеем. Это не так. Каждый человек может быть праведным, как Моше рабейну, или злодеем, как Йеравам».
Обратим внимание: Рамбам называет в качестве примера величайшего злодея именно Йеравама. Почему не Ахава, о котором прямо сказано (Мелахим I, 21:25): «Не было никого подобного Ахаву, который предался тому, чтобы делать зло в глазах Г-спода»?
Более того, в книге Мелахим I (16:31) подчёркивается, что грехи Ахава были «лёгкими» по сравнению с грехами Йеравама. А в Талмуде (Санѓедрин 102б) сказано: «Лёгкие грехи Ахава были подобны тяжким грехам Йеравама».
Из этого мы учим важный принцип: речь идёт не только о личных проступках, но и о влиянии на народ. Йеравам оказал гораздо более разрушительное воздействие на весь Израиль, установив золотых тельцов, чем Ахав со всеми своими злодеяниями.
Главный принцип: свобода выбора человека касается не только его личной судьбы, но и судеб других людей. Йеравам мог стать праведным царём и быть подобным Давиду (Мелахим I, 11:38). Всевышний сказал ему через пророка: «И будет: если послушаешь всё, что Я заповедую тебе, и будешь ходить Моими путями, делая угодное в глазах Моих, соблюдая Мои законы и заповеди, как делал Давид, раб Мой, то Я буду с тобою и построю тебе прочный дом, как построил Давиду, и дам тебе Израиль». Но он сделал иной выбор.
Что же происходит с «всеведением» Б-га? Мудрецы сказали: «Всё предвидено, но свобода дана» (Авот 3:19). Всевышний знает всё, но не лишает человека свободы выбора. Этот кажущийся парадокс подробно объясняет Рамбам (Законы тшувы, гл. 5, галаха 5).
Тот же принцип применим к Шаулю и Шломо. Однако важно понимать: когда Танах упоминает их недостатки, речь идёт о праведных царях. Критика великих праведников в Священном Писании касается тончайших духовных нюансов, связанных с их высочайшим уровнем и требованиями их поколения. Эти нюансы настолько тонки, что мы не смогли бы их различить, даже вооружившись самой мощной лупой.
Таким образом, выбор Всевышнего не был ошибкой — Он даровал каждому из этих людей возможность достичь величия, но окончательное решение оставалось за ними самими.