Вопрос:
Добрый день, уважаемый Рав Реувен! Есть такой интересующий меня вопрос: почему евреи говорят фараону, что уйдут в пустыню только на три дня, хотя собирались уйти и не вернуться? Это не обман?
Ответ:
Ответ на этот вопрос мы находим в комментарии Виленского Гаона, который объясняет, что здесь проявился принцип «мида кенегед мида» (мера за меру).
Когда фараон начал порабощать евреев, он действовал обманным путем. Сначала он сам вышел работать, чтобы все сказали: «Если сам царь работает, то тем более должны работать его подданные». Затем он установил норму выработки кирпичей, намного превышающую разумную, и заставлял делать её без предоставления необходимых материалов.
Более того, когда фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола, он тоже действовал обманным путем. Он велел повитухам делать вид, будто младенцы умирают случайно, чтобы потом, если дело дойдет до суда, он мог бы их оправдать.
Поэтому Всевышний воздал фараону той же мерой:
Евреям было велено попросить у египтян золотые и серебряные сосуды «на время»
Моше должен был сказать о трех днях пути в пустыню
Даже при рассечении моря был элемент «обмана» — морское дно стало выглядеть как обычная земля, и фараон не понял, что въезжает в море
Все это было справедливым воздаянием фараону за его собственные обманы.
Таким образом, это не было обманом в привычном понимании этого слова, а являлось частью Божественного плана воздаяния фараону за его поступки по принципу «мера за меру».
Подобный принцип мы находим и в словах Талмуда (трактат Бава Батра 123а). Когда Яаков встретил Рахель, он сказал ей, что если её отец Лаван попытается его обмануть, то он сможет ответить тем же. На вопрос Рахели, допустимо ли праведнику прибегать к обману, Яаков ответил словами царя Давида (Теилим 18:27): «С чистым поступай честно, а с лукавым — по его же лукавству». То есть, когда человек имеет дело с обманщиком, который может причинить зло, разрешается противостоять ему его же методами.