Вопрос:
Шалом, уважаемый рав!
В свете того, что мы знаем о негативном влиянии эрев рав на еврейский народ в пустыне, возникает сложный вопрос: почему Моше Рабейну, величайший из пророков, обладавший беспрецедентной мудростью и пророческим даром, принял решение вывести эрев рав из Египта вместе с сынами Израиля?
Этот вопрос приобретает особую остроту, если учесть, что Всевышний напрямую указал Моше не принимать эрев рав. Как мы можем понять и объяснить это решение Моше, учитывая его пророческий уровень и прямое общение со Всевышним?
Ответ:
История эрев рав (египтян, вышедших из Египта вместе с еврейским народом) тесно связана с трагическими событиями, произошедшими в пустыне. Зоар (Ки Тиса, 191а) утверждает, что именно эрев рав были инициаторами создания золотого тельца, подтолкнув народ к этому тяжкому греху. Согласно комментарию Раши на книгу Бемидбар (11:4), они же стали источником недовольства манной, спровоцировав массовые жалобы среди евреев. Более того, Зоар (Пинхас, 237а) указывает, что потомки эрев рав были главными участниками греха с дочерями Моава и поклонения Баал-Пеору. Негативное влияние эрев рав было настолько значительным, что Рамхаль в «Дерех Ашем» (часть 2, глава 4) рассматривает их присутствие как одну из причин духовных трудностей народа на протяжении истории.
Учитывая эти факты, возникает закономерный вопрос: почему Моше Рабейну, величайший пророк, обладавший несравненной мудростью, решил вывести эрев рав из Египта вместе с еврейским народом? Этот вопрос становится еще более острым, если учесть, что, согласно Зоару (Ки Тиса, 191а), Всевышний прямо указал Моше не принимать эрев рав.
Предыстория и происхождение душ эрев рав
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, необходимо разобраться, кто такие эрев рав и откуда они появились.
Согласно каббалистическим источникам, души эрев рав имеют особое происхождение. Зоар (Пкудей, 231б) рассказывает, что после изгнания из Эдемского сада Адам отделился от своей жены Хавы на 130 лет. В течение этого времени, как объясняется в Талмуде (Эрувин 18б), от него исходили «капли семени впустую». Зоар (Ахарей Мот, 76б) добавляет, что в этих каплях были заключены возвышенные и святые души. Шаар а-Псуким Аризаля (глава Шмот) объясняет, что эти души смешались с «клипот» (силами нечистоты). Часть этих душ воплотилась через несколько поколений в евреях, которые были порабощены в Египте. Там они очистились и полностью исправились. Другая часть воплотилась в детях самих египтян.
Праведный Йосеф начал процесс исправления душ эрев рав. Аризаль в Шаар а-Псуким на главу Шмот рассказывает, что когда в Египте наступил голод, египтяне, в которых были воплощены эти души, пришли к фараону просить хлеба. Фараон послал их к Йосефу, который уже стал правителем. Йосеф, увидев их, понял, что их души нуждаются в исправлении. Поэтому, как пишет Аризаль в другом месте (Шаар а-Псуким на главу Бешалах), он обратил их в иудаизм. Раши (Берешит 41:55) на основе Мидраша пишет, что Йосеф сделал им обрезание. В Ликутей Тора (на главу Микец) Аризаль объясняет, что Йосеф переселял их из города в город по всему Египту, чтобы очистить и вернуть к святости. Эти египтяне, обрезанные Йосефом и прошедшие гиюр, стали называться «эрев рав» (Шаар а-Псуким, глава Ваигаш). Они жили отдельно от других египтян в специальных городах и следовали обычаям евреев, как объясняет Шаар а-Псуким (глава Шмот).
Запрет Творца и его причины
Всевышний видел, что души эрев рав еще не были полностью исправлены и достойны освобождения. Он не хотел выводить их преждевременно («Ликутей Тора» Аризаля, глава Микец), так как знал, что они согрешат, если выйдут сейчас («Дварим Раба» 42:6, «Сефер а-Ликутим» Аризаля, глава Ваэтханан). В их сердцах все еще оставалась нечистота, поскольку они не были полностью очищены («Зера Барух», часть 2, глава Шмот). Было опасение, что они прилепятся к еврейскому народу и научат их своим дурным поступкам («Кирьят Арба», глава Бешалах). Поэтому во всех пророчествах Моше говорилось только о выводе сынов Израиля, как сказано: «И сказал Господь Моше: встань рано утром и явись к фараону… и скажи ему: так сказал Господь: отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне» (Шмот 8:16), и «И скажи фараону: так сказал Господь: сын Мой, первенец Мой Израиль» (Шмот 4:22) («Беэр Маим Хаим», глава Бешалах). Моше не получал указания вывести эрев рав («Шмот Раба» 42:6, «Брит а-Леви» р. Шломо Алькабеца, глава 14).
Духовные соображения Моше при принятии эрев рав
Решение Моше вывести эрев рав из Египта было продиктовано несколькими глубокими духовными соображениями. Как объясняет «Беэр Маим Хаим» (глава Бешалах), когда Моше увидел, что эрев рав сами пришли, чтобы присоединиться к еврейскому народу, он не захотел отталкивать их «двумя руками». Это решение отражает глубокое милосердие Моше и его веру в возможность духовного роста даже для тех, кто находится на низком уровне.
Зоар (Ки Тиса, 191а) раскрывает нам мысли Моше в тот момент. Он ответил Всевышнему, что поскольку эрев рав хотят пройти гиюр, будет правильно принять их сейчас. Моше полагал, что это позволит всем душам быть освобожденными одновременно, как объясняет «Зера Барех» (часть 2, глава Шмот). Более того, Моше надеялся, что эрев рав, находясь среди евреев, ежедневно будут видеть, что нет другого Б-га, кроме Единого Творца.
«Сефер а-Ликутим» Аризаля (глава Шмот) раскрывает нам еще более глубокое намерение Моше. Он стремился немедленно исправить души эрев рав, даже если это было преждевременно, как отмечает «Ликутей Тора» (глава Шмот). Моше верил в свою способность очистить эти души от скверны, как пишет рабби Менахем Азарья из Фано в «Маамар Хикур Дин» (часть 3, глава 22).
«Беэр Маим Хаим» (глава Бешалах) добавляет, что Моше полагался на свою великую духовную силу, способную «извлечь чистое из нечистого», как объясняет «Кетем Паз» в комментарии на Зоар (Берешит, 24б). Он надеялся, что эрев рав смогут преодолеть зло внутри себя и подняться к добру и святости.
«Беэр Маим Хаим» (глава Бешалах), опираясь на Зоар (Бешалах, 45б) и Шмот Раба (42:6), подчеркивает, что Всевышний в тот момент как бы отступил перед волей Моше, не повторяя ему, что нужно вывести именно евреев. Основываясь на этом, можно сказать, что Моше считал, что Всевышний принял его аргументы.