Вопрос:
Существует традиция надевать тфилин дома перед тем, как отправиться в синагогу, а не делать это уже в синагоге. В чём состоит духовный смысл этой практики? Также хотелось бы узнать: следует ли придерживаться этого обычая, если человек живёт в районе с преимущественно нееврейским населением?
Ответ:
В Зоаре раскрывается глубокий смысл этой традиции. Там сказано: «Когда человек покидает свой дом, облачённый в талит и тфилин, в момент прохождения через порог над ним пребывает Шхина (Божественное присутствие). Два ангела сопровождают его — один справа, другой слева. Они следуют за ним до синагоги, благословляя его путь. Даже обвинитель, находящийся у входа в дом, вынужден отвечать «Амен» на эти благословения» (Новый Зоар, Рут).
В другом отрывке Зоара говорится: «Когда человек входит в синагогу без тфилин на голове и цицит на одежде, произнося «Поклонюсь святому Храму Твоему в страхе Твоём», Всевышний вопрошает: «Где же страх передо Мной?»» (Зоар на главу Ваэтханан).
На основании этих источников, Шульхан Арух постановляет, что следует выходить из дома утром, направляясь в синагогу, уже облачённым в талит и тфилин (Шульхан Арух, Орах Хаим 25:2).
Мишна Брура дополняет это правило важным уточнением: если человек знает, что его путь будет пролегать через нечистые места или районы с большим количеством неевреев, стоит надеть тфилин во дворе синагоги. Если такой возможности нет, можно надеть их дома, но прикрыть головным убором или рукой (Мишна Брура на Орах Хаим 25:2). Еще пишет Мишна Брура (там же), что для тех, кто приходит в синагогу до рассвета, предупреждение Зоара неприменимо, поскольку ещё не наступило время обязательства. Однако, когда рассветёт, предпочтительно выйти во двор синагоги, надеть тфилин там и затем войти в здание.