Сегодня я услышал интересный вопрос, заданный раввину Ицхаку Зильберштейну, об удивительной собаке, принадлежащей нерелигиозной женщине из города Афула. Эта собака в Шаббат отказывается делать что-либо, запрещенное Торой, посещает все три молитвы в синагоге, участвует в Кидуше и Авдале у соседей. Как бы хозяйка ни пыталась помешать собаке и увести ее оттуда, та ни в коем случае не соглашается.
Человек, задавший вопрос, сказал, что много людей приходит посмотреть на это удивительное явление, и у этого есть множество свидетелей.
Раввина спросили, что можно сделать для души этой собаки.
Рав Зильберштейн ответил, что стоит позаботиться о том, чтобы как можно больше людей увидело это чудесное явление. Это приведет к тому, что люди поймут, что есть Бог на Небесах, и задумаются: если даже собака соблюдает Шаббат, то тем более они должны делать это. Таким образом, это будет заслугой для души собаки.
Он также добавил, что из слов мудрецов мы видим, что действительно иногда бывают животные, которые сами соблюдают Шаббат. В подтверждение этого он привел следующую историю из Псикты:
У одного еврея была корова, которую он использовал для вспашки своего поля. Еврей обеднел и решил продать корову. Ее купил у него один нееврей.
Покупатель пахал свое поле с ее помощью шесть дней в неделю, но когда наступил Шаббат, он надел на нее ярмо, но корова не двигалась. Нееврей бил ее палкой, чтобы она начала работать, но она была непреклонна и сидела без движения. Он отправился к дому еврея, который продал ему корову, с жалобой, что корова причиняет ему страдания. «Забери корову обратно и верни мои деньги, потому что она не выполняет ту работу, для которой я ее купил», — сказал нееврей.
Еврей понял, что корова отказывается работать, потому что привыкла к еженедельному дню отдыха, когда была у него. Он сказал: «Приведи меня к корове, и я подниму ее». Когда привели корову, еврей прошептал ей на ухо: «Корова, корова, я знаю, что ты привыкла отдыхать в Шаббат, когда была у еврея. Теперь, из-за моих грехов, я обеднел и продал тебя нееврею, поэтому тебе не нужно сейчас соблюдать Шаббат. Пожалуйста, начни работать». Сразу же корова встала и начала пахать.
Покупатель испугался и подумал, что, возможно, это колдовство. «Пожалуйста, забери свою корову. Когда я пытался поднять ее, она отказывалась, а теперь она встала в результате твоего шепота!» — сказал он еврею. Еврей начал успокаивать его: «Это не колдовство, а…» — и рассказал ему все подробности. Нееврей проникся страхом перед Богом и сказал: «Что же, корова, у которой нет разума, признает своего Создателя и исполняет Его волю, а я, у которого есть разум, не признаю Его и не исполняю Его волю?» Он пошел к еврейским раввинам и принял иудаизм. Он много учил Тору и стал танаем. Его назвали рабби Йоханан бен Торта (в переводе с арамейского: Йоханан, сын коровы. Потому что она стала причиной его обращения, а согласно еврейскому мировоззрению, обращенный подобен новорожденному, поэтому его назвали «сын коровы»).
Кстати, Талмуд в трактате Йома (9а) приводит изречение рабби Йоханана бен Торта. Также слова рабби Йоханана Торта приведены несколько раз в Иерусалимском Талмуде.