Как известно, недавно на митинге Дональда Трампа в Батлере, штат Пенсильвания, произошел трагический инцидент. Двадцатилетний Томас Мэтью Крукс, находясь на крыше здания в 140 метрах от сцены, открыл огонь и ранил Трампа в ухо. Секретная служба оперативно нейтрализовала стрелка, но до этого он успел ранить и убить нескольких участников митинга.
Этот случай выявил серьезные упущения в работе службы безопасности. Тот факт, что стрелку удалось занять позицию и открыть огонь, указывает на недостаточный контроль периметра. Неспособность быстро устранить угрозу привела к человеческим жертвам.
Возникает вопрос: находится ли Трамп в большей опасности, чем обычные люди, или наоборот?
Ответ неоднозначен: при надлежащей охране он в меньшей опасности. Ему не грозят типичные для обывателя риски, такие как нападение пьяного хулигана на улице или ограбление в темном переулке. Однако при наличии упущений в системе безопасности он оказывается под большей угрозой, поскольку является привлекательной мишенью для тех, кто стремится прославиться или повлиять на ход истории.
Эта ситуация служит наглядной иллюстрацией к разрешению кажущегося парадокса в еврейской мудрости:
С одной стороны, Гемара в трактате Кидушин (30б) утверждает, что Тора защищает человека от дурного начала (йецер ха-ра): «Я создал дурное начало, и я создал Тору как противоядие ему». С другой стороны, Гемара в трактате Сукка (52а) говорит, что дурное начало оставляет простых людей (ам ха-арец) и преследует мудрецов Торы (талмидей хахамим). Возникает вопрос: действительно ли мудрец Торы более защищен от дурного начала, или, напротив, подвергается большей опасности?
Ответ: в принципе, поскольку Тора служит ему защитой, мудрец Торы менее подвержен влиянию дурного начала. Однако если он проявляет небрежность в изучении Торы или подвергает опасности свое духовное состояние, он оказывается в «зоне повышенного риска». Эта ситуация удивительно напоминает случай с Трампом: при надлежащей «охране» (в случае мудреца — прилежном изучении Торы) он в большей безопасности, но при наличии «упущений» — в большей опасности.
Подобный вопрос рассматривает Рабейну Йона в своем комментарии к трактату Брахот (2б в листах Рифа). С одной стороны, сказано, что мудрецу Торы не нужно читать «Шма» перед сном, потому что Тора защищает его (Брахот 5а). С другой стороны, в Гемаре говорится, что один из тех, кто нуждается в усиленной охране – это мудрец Торы (Брахот 43б).
Рабейну Йона разрешает это противоречие, объясняя, что речь идет о разных ситуациях. Когда мудрец Торы находится дома, в безопасной обстановке, Тора действительно служит ему защитой. Однако, когда он отправляется в путь ночью один, он подвергает себя опасности и потому нуждается в дополнительной охране.
Это толкование Рабейну Йоны перекликается с нашим предыдущим выводом: когда мудрец Торы не пренебрегает своей духовной защитой, он в безопасности. Но подвергая себя опасности, он рискует больше обычного человека.