Несмотря на то, что заповедь изучения Торы всецело возложена на мужчин, а женщины от нее полностью освобождены, дарование Торы и, соответственно, праздник, связанный с этим величайшим в истории событием, одинаково относится как к мужчинам, так и к женщинам. И даже если обойти стороной факт невероятного духовного очищения, преобразившего весь мир и все наполняющие его творения, которое принесло синайское откровение и то, что во многом изучение Торы мужчин зависит от женщин – матерей, жен, дочерей, сестер, спонсоров и т.д., все равно с уверенностью можно утверждать, что праздник Шавуот имеет отношение к женщинам в той же степени, что и к мужчинам.
Ведь к синайскому откровению женщины готовились с не меньшим трепетом и рвением чем мужчины и дарованию Торы предшествовало священное обязательство, данное представителями обоих полов: «Все, что повелел Г-сподь, исполним и выслушаем!»¹. Тем самым женщины наравне с мужчинами обязались исполнять волю Творца даже прежде, чем узнали, в чем она заключается.
Представляется, что без этого обязательства была бы невозможна передача Небесной Торы на землю. А что, по сути, включает в себя это обязательство? «Исполним» – готовность безусловного принятия всех заповедей Торы и постановлений мудрецов; «выслушаем» – изучение этих заповедей и постановлений.
Получение Торы происходит беспрерывно, как это сказано в благословении на Тору: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору». «Дающий» – в настоящем времени. И в этот день, шестого Сивана, мы ежегодно стоим у подножья горы Синай с готовностью исполнять еврейские законы и учиться тому, как это следует делать. Мы – это весь народ – мужчины и женщины, ибо женщины исполняют
многие заповеди, для чего они должны досконально знать, как это делать. Вот и получается, что праздник Шавуот относится в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам.
¹ Шмот 24:7.