Вопрос:
Уважаемый рав Реувен, прошу разъяснить галахический аспект по поводу рассматривания изображений злодеев. Правильно ли я понимаю, что допустимо видеть такие изображения, но нельзя в них всматриваться? Как это соотносится с практической необходимостью идентификации преступников правоохранительными органами?
Ответ:
Поским (галахические авторитеты) разрешают смотреть на грешника в случае необходимости. Думаю, объяснение этому основано прежде всего на том, что, как я писал в моем другом ответе, смотреть на грешников — это не запрет, а скорее уровень благочестия. Это подтверждается тем, что ни Шульхан Арух, ни Рамбам не упоминают этот запрет. Такие вещи, которые Талмуд рекомендует как благочестивые поступки, можно не соблюдать в случае надобности.
Кроме того, запрет касается именно всматривания в образ лица и его выражение. Когда смотрят для идентификации, обычно обращают внимание не на выражение лица, а на его черты — нос, глаза, рот и т.д. Однако это объяснение не полностью разрешает всматриваться в лицо грешника, когда, например, желают понять его намерения, что может потребовать глубокого анализа его выражения лица.
Мой раввин, рав Натан Ротман, объяснил, что и в этом нет проблемы, поскольку запрет смотреть на грешника относится к ситуации, когда этот взгляд выражает дружелюбие или одобрение. Как сказано в книге Мелахим 2, 3:14: «И сказал Элиша: ‘Жив Господь Воинств, пред Которым я стою! Если бы не уважение к Иеошафату, царю Иудейскому, не взглянул бы я на тебя и не увидел бы тебя'». Элиша отказывался смотреть на грешного царя, чтобы не выразить ему уважение или поддержку.
В случае же, когда взгляд направлен на грешника с целью разоблачения, понимания его намерений или с неприязнью, такой запрет не действует. Поэтому в контексте правоохранительных органов, где необходимо идентифицировать и понимать преступников для обеспечения общественной безопасности, рассматривание их изображений не противоречит галахе.
Таким образом, практическая необходимость идентификации преступников позволяет рассматривать их изображения, даже всматриваться в них, если это служит важной цели и не выражает дружелюбия или одобрения.