По следам храмовой Меноры с Ближнего Востока в Европу и Африку, в поисках её наиболее вероятного местонахождения в современном мире.
В то время как еврейская традиция предполагает, что Ковчег Завета был спрятан под землю до разрушения Первого Храма около 2500 лет назад, исторические источники свидетельствуют, что золотая Храмовая Менора была вывезена из страны после разрушения Второго Храма почти 2000 лет назад и путешествовала через три континента. Давайте проследим за путём Храмовой Меноры с Ближнего Востока в Европу и Африку и попытаемся обнаружить её наиболее вероятное местонахождение в современном мире.
Согласно Еврейской Библии, семисвечная Менора должна была служить светильником, источником освещения внутри Скинии в пустыне, которым управлял Аарон (первый первосвященник еврейского народа): «Говори Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на переднюю сторону светильника должны светить семь лампад» (Числа 8:2).
После нескольких столетий пребывания внутри Скинии, сначала в пустыне, затем в нескольких местах на территории древнего Израиля, таких как Гилгал (недалеко от реки Иордан), Шило (в Самарии/Западном берегу), Нов и Гивон, царь Соломон построил Храм в Иерусалиме и перенес все оригинальные компоненты Скинии в него, включая Менору: «И понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты» (1 Книга Царств 8:4).
На протяжении веков Менора оставалась внутри Храма Соломона, пока он не был разграблен вторгшейся вавилонской армией в 586 году до н.э.: «И взял начальник телохранителей [Навузардан] блюда, и кадильницы, и чаши, и котлы, и светильники, и лжицы, и чаши, из золота и из серебра» (Иеремия 52:19).
Все храмовые сосуды, за исключением Ковчега Завета, были вывезены как военные трофеи в Вавилон, куда еврейский народ был насильственно переселен после разрушения Храма. Пятьдесят два года спустя, после того как Персидская империя сменила Вавилон в качестве региональной сверхдержавы на Ближнем Востоке, Кир, царь Персии, издал указ, разрешающий изгнанному еврейскому народу вернуться на свою исконную родину. При этом он также приказал вернуть все компоненты Храма, которые были ранее вывезены вавилонянами (см. Ездра 6:5).
Менора оставалась внутри Храма на протяжении всего периода Второго Храма, и её могли видеть только еврейские священники, которые ежедневно наполняли её сосуды оливковым маслом. В исторический период Хануки Менора временно зажигалась во дворе Храма, где еврейские массы стали свидетелями чуда с маслом. Она приобрела символическое значение еврейской победы над греками и служила маяком надежды во времена тьмы на протяжении веков. Именно по этой причине Менора стала подлинным еврейским символом на протяжении всей истории и сегодня служит официальной эмблемой Государства Израиль.
Конкретный стиль или дизайн Меноры, изображенной на эмблеме Государства Израиль, был основан на Меноре, выгравированной на Арке Тита в Риме, что является свидетельством её исторической судьбы. Эта конструкция, которая сохранилась до наших дней, была первоначально построена в 81 году н.э. императором Домицианом в память о великой римской победе над еврейским восстанием в Иудее, которым руководил его младший брат, генерал Тит. Скульптурные рельефы на арке изображают римских солдат, уносящих трофеи из Храма, включая Менору и другие священные предметы, такие как стол для хлебов предложения, золотые трубы и жаровни. Очевидный вопрос: куда была перенесена Менора после разрушения Второго Храма римлянами?
Иосиф Флавий в Риме
Судьба Меноры, насколько нам известно, была описана бывшим командиром повстанцев, предателем и историком Иосифом Флавием (Йосефом бен Матитьяху). После перехода на сторону римлян Иосиф путешествовал с римскими легионами в качестве военного корреспондента и переводчика, когда они атаковали различные крепости иудейских повстанцев. После того, как он стал свидетелем полного разрушения Храма и уничтожения Иерусалима, Иосиф был приглашен в Рим в качестве почетного гостя, что переросло в постоянное проживание.
Будучи привилегированным лицом, санкционированным Римом, он, вероятно, был очевидцем события, известного как «Триумф», во время которого тысячи еврейских военнопленных были проведены по улицам Рима через год после разрушения Иерусалима, в 71 году н.э. Артефакты из Храма также были частью триумфального шествия. По словам Иосифа, в конце шествия Менора была помещена в Храм Мира, который включал произведения искусства и военные трофеи со всей Римской империи и за её пределами. Это было подобие древней версии музея. В любом случае, она оставалась там на протяжении веков и была открыта для публики.
Во втором веке, после восстания Бар-Кохбы в Иудее, император Адриан издал суровые указы, подавляющие любое проявление еврейской религии. Однако после его смерти многие знаменитые раввины, упомянутые в Мишне, такие как рабби Шимон бар Йохай, рабби Элиэзер и рабби Йоси, отправились в Рим, чтобы обратиться к новому Цезарю (Антонину Пию) с просьбой отменить антиеврейские законы. Согласно Талмуду, во время пребывания в Риме дочь Цезаря заболела, и раввинам было разрешено попытаться исцелить её, что им удалось. В качестве награды их провели на VIP-экскурсию по Храму Мира, где они увидели ряд важных артефактов из разрушенного Храма в Иерусалиме, включая Менору.
К сожалению, через несколько лет, в 192 году н.э., Храм Мира был уничтожен сильным пожаром. Хотя он был вскоре восстановлен, мы не находим дальнейших исторических свидетельств о том, что кто-либо видел Менору в Храме Мира в последующие века.
Вандализм
Это поднимает вопрос: была ли Менора уничтожена в пожаре? Была ли она перемещена в другое, более безопасное место для лучшей сохранности? Предполагая, что она всё же сохранилась в какой-то другой части Рима, мы знаем, что город был разграблен в 410 году н.э. вестготами и лишен всех ценностей вандалами в 455 году н.э. (отсюда термин «вандализировать») в течение двух недель. В этот период большое количество золота, серебра и произведений искусства было изъято из храмов, памятников и общественных зданий и вывезено вандалами. Возможно ли, что одно из этих древних германских племен украло храмовую Менору из Рима в V веке? Безусловно, возможно.
Вандалы, изначально происходившие из южной Польши, мигрировали в Средиземноморье в V веке и завоевали части Испании и Северной Африки у римлян. Великий город Карфаген, расположенный на территории современного Туниса, стал базой операций для вандалов, и именно туда попала большая часть военных трофеев и рабов из Рима. Менее чем через столетие, в 533 году н.э., византийский полководец по имени Велизарий предпринял военную кампанию против вандалов и вторгся в Карфаген. Согласно византийскому историку Прокопию, который был юридическим советником генерала Велизария и сопровождал его на поле боя, среди артефактов, найденных в Карфагене, была Менора из Храма в Иерусалиме. Прокопий пишет, что затем Менора была отправлена из Карфагена в византийскую столицу Константинополь на территории современной Турции.
Согласно его рассказу, Менора была провезена по улицам города, но, по-видимому, у императора Юстиниана были сомнения по поводу хранения Меноры в Константинополе. Поскольку Рим был разграблен, когда Менора находилась там в V веке, а Карфаген был разграблен, когда Менора находилась там в VI веке, Юстиниан, будучи суеверным, опасался, что Менора проклята и что Константинополь может постигнуть подобная участь. Следуя примеру древних филистимлян, которые захватили Ковчег Завета, а затем отправили его обратно на еврейскую территорию после вспышки болезни, Юстиниан, по сообщениям, отправил Менору обратно в Иерусалим. В то время город был исключительно христианским, так как евреи были изгнаны столетия назад. Поэтому Менора была помещена в церковь Неа, расположенную в районе современной площади Батей Махсе в Старом городе.
Предположения и Ватикан
С этого момента далее нет никаких исторических свидетельств о местонахождении Меноры, поэтому остаётся лишь выдвигать теории. Известно, что персы, вторгшиеся в Иерусалим в 614 году н.э., забирали святые реликвии. Например, Истинный Крест, который, по мнению христиан, был оригинальной конструкцией, на которой был распят Иисус, был захвачен в Иерусалиме и доставлен в Персию в то время. Могла ли Менора также быть доставлена в Персию? Интересно, что каждые 80 лет или около того между V-VII веками город, в котором предположительно находилась Менора, подвергался разграблению, и священный предмет вывозился и привозился в другую страну/континент. Другие утверждают, что Менора осталась в Иерусалиме и была вывезена обратно в Европу крестоносцами в конце XIII века и возвращена в Рим. С другой стороны, некоторые легенды утверждают, что Менора никогда не покидала Рим, а была скрыта Церковью и помещена в подземные хранилища Ватикана позже в истории.
Миф о том, что Ватикан владеет храмовыми сосудами (включая Менору) на протяжении веков, стал популярным в последние десятилетия. В основном это основано на рассказах еврейских посетителей, которых приглашали в секции хранилищ Ватикана, не открытые для публики, и которые утверждают, что видели там объекты, похожие на давно утраченные храмовые сосуды. Ни один из этих рассказов не смог предоставить подробных описаний или фотографий, поэтому теория остается предположением. Однако следует отметить, что местоположение Храма Мира и других зданий, чествующих Веспасиана и Тита на Палатинском холме, находится менее чем в часе ходьбы от Ватикана на другой стороне реки Тибр. Перемещение Меноры с одного места на другое не представляло бы значительной проблемы, если бы это произошло в какой-то момент истории.
Независимо от того, где физически находится Менора на Земле, если она вообще сохранилась, мы всегда можем построить новую. На самом деле, именно это и сделали Маккавеи в истории Хануки. Поскольку оригинальная храмовая Менора была разграблена греками, они построили импровизированную Менору из своих железных копий (обычно используемых как оружие), которая служила своей цели, пока не была реконструирована новая золотая Менора. В наше время организация под названием Институт Храма воссоздала Менору, построенную из тех же материалов и с теми же размерами, как описано в Книге Исход. Она уже много лет выставлена на обозрение публики в Еврейском квартале Старого города Иерусалима.
Наше путешествие в поисках Меноры провело нас через Ближний Восток, Южную Европу и Северную Африку, но, возможно, Менора, которую мы ищем, уже находится в Иерусалиме и ждет, когда мы её зажжем. С восстановленным Третьим Храмом в каком-то моменте будущего наша Менора действительно вернется туда, где ей и положено быть.