Темы от наших авторов, связанные с Песахом.
Рав Шауль Розенблатт
Маца, квасное — и обретение свободы
Хамец (квасное) и маца в сущности имеют одни и те же ингредиенты — зерно, перемолотое в муку, и воду. Единственное отличие хамца от мацы, заключается в том, что за 18 минут тесто уже успевает закваситься. Так что фактически хамец — та же маца, просто тесто которой наполнилось воздухом.
Несмотря на такую вроде минимальную разницу, согласитесь, хлеб выглядит намного привлекательней и соблазнительней, да и ароматней он и вкусней, поэтому больше радует глаз, обоняние, вкусовые рецепторы.
Перед Песахом мы проводим поиск мельчайших крошек квасного в своих домах. Вечером накануне праздника собираем их и выносим на открытое место, чтобы на следующее утро сжечь.
Затем в течение 7 (а за пределами Земли Израиля 8) дней мы не едим хамец и даже не имеем права быть его владельцами.
Кстати, квасное олицетворяет рабство личности, а маца — свободу.
Мы не просто удовлетворяем свои потребности, а постепенно, незаметно для себя, становимся рабами комфорта и роскоши. За всю мою жизнь я еще не встречал никого, кто испытывал бы безграничную тягу к употреблению брокколи или, например, только и мечтал бы проводить время со своими детьми.
Как пели «Битлз»: «Лучшее в жизни можно получить бесплатно, но пусть оно достанется птицам и пчелам».
Мы пристрастились к хамцу — к тем вещам, которые радуют наш глаз, апеллируют к нашим желаниям, побуждая удовлетворять их, но в конечном итоге не предлагают ничего большего (а зачастую гораздо меньше), кроме приятного времяпрепровождения.
Я знаю множество людей, обожающих шоколад. В шоколаде куда меньше полезных веществ, чем в брокколи, но из-за своей страсти к нему мы хотели бы, чтоб все было ровно наоборот.
За несколько дней до Песаха мы принимаемся искать «квасное» и в своих сердцах. Заглядываем поглубже внутрь себя, чтобы понять, рабами чего (а может, и кого?) мы являемся.
Приведу один наглядный пример: смартфоны.
Просыпаюсь утром, а мой любимый гаджет лежит у самой моей постели — в конце концов, это же мой будильник! И первая моя мысль не о том, как я могу поблагодарить Бога за дар, которым Он меня награждает изо дня в день — за жизнь! – а, скорее, о том, что надо как можно быстрей проверить, что же там пришло мне в WhatsApp?..
И этот разговор с самим собой звучит не «давай посмотрим, что там интересного», а «мне НУЖНО увидеть, я ДОЛЖЕН проверить – это срочно!» Молитва подождет, да что там, весь мир поставлен на паузу!
Если я срочно не возьму в руки смартфон, вся моя реальность перевернется и изменится катастрофическим образом. Я абсолютно, безусловно ДОЛЖЕН тут же узнать, что мне написали.
Поэтому, не представляя иного развития событий, я проверяю WhatsApp и обновления в социальных сетях, а затем и свою электронную почту.
Так-так… Кто-то прислал мне совершенно не смешную шутку, а кроме того, пришло несколько электронных писем от Amazon, Google и LinkedIn. О чудо! — судя по новостям, мир продолжает быть таким же, каким я оставил его накануне вечером, собираясь уснуть.
Страстное желание взять в руки смартфон было таким многообещающим и захватывающим, а в итоге принесло лишь разочарование.
Ну а Песах – кто знает, чем это особенное время?
Тем, что свобода буквально витает в воздухе! Это идеальное время для того, чтобы не просто подумать о свободе, но принять ее и на самом деле стать свободным.
Итак, накануне Песаха мы обыскиваем свои дома на предмет наличия в них квасного и собираем крошки. А еще отправляемся внутрь себя и находим области своего духовного порабощения. И все это необходимо сжечь!
Для меня сжигание хамца еще означает принятие решения о том, что в течение ближайшей недели я абсолютно не заинтересован в рабстве и буду смотреть совсем в другом направлении.
На целую неделю я стану свободным от порабощающего меня образа жизни!
В другие дни года было бы безумием думать, что такое возможно — принять решение изменить привычки и рутину – и на самом деле их изменить. Но иудаизм считает, что в духовном плане период Песаха максимально благоприятен для таких мгновенных изменений своего направления.
Попробуйте внезапно бросить курить на неделю и рассчитывать, что теперь больше никогда не возьмете в руки сигарету. Или в один день полностью отказаться от сахара. Еще можете попробовать решить, что отныне ни за что не станете гневаться, в какие бы ситуации ни попадали. Как думаете, какой процент успеха будет в этих случаях?
Но в приближающуюся пасхальную неделю есть гарантия, что, как вы решите, так и будет.
Наша сила воли возрастает, мы можем меняться, а затем жить с этими изменениями так долго, как сами решим. Если мы с искренними намерениями сожжем квасное — оно на самом деле исчезнет.
Я решил — в этот Песах смартфон пролежит в ящике моего стола 8 дней. И я не могу вам даже передать, как мне интересно провести этот эксперимент. Целых 8 дней свободы!..
Итак, не откладывая, прямо сегодня, потратьте некоторое время на то, чтобы составить список своих навязчивых зависимостей и пристрастий. Я предлагаю вам записать их все на листочке, а затем выбрать два или три, от которых хотите попробовать освободиться хотя бы на время Песаха.
Я обычно распечатываю этот список на листе А4 и с особой каваной (намерением) сжигаю его вместе с хамцом.
Накануне Песаха не упустите такую возможность, примите решение – и следующие 8 дней вы будете свободными людьми. Поверьте в себя и приготовьтесь насладиться тем, как Песах сотворит свое волшебство.
Рав Генри Харрис
Нечестивый сын
Наши мудрецы говорят о связи ивритских слов раша (злодей, нечестивец) и рааш (шум, волнение). Пророк Йешаяу уподобляет нечестивца «морю разбушевавшемуся, когда утихнуть не может оно и извергают воды его ил и грязь»1.
Что это значит?
Обладая внутренней гармонией, спокойствием, мы плывем по волнам жизни. На нашем пути оказываются препятствия, конфликты и прочие трудности, но благодаря мудрости, которую Всевышний по Своей милости вкладывает в наши сердца, мы понимаем, как выстоять в том или ином испытании.
Падая, мы снова поднимаемся, усваивая ценный опыт.
Когда наш разум «зашумлен» — наполнен стрессом, гневом, страхом, голос Божественной мудрости заглушается. В такие моменты нередко, решая одни трудности, мы создаем при этом другие. К тому же разрушительно влияем на самих себя. В этом смысл, заложенный в слове «раша».
Обдумайте вопрос, который задает «нечестивый» сын.
Агада пишет: «Что это за служение у вас?» — «у вас», но не у него. Исключая себя из общины, он отрицает суть [иудаизма]».
Неуверенный и склонный к отчаянию раша, изолирует себя от остальных и демонстрирует пренебрежение. «Я чувствую себя подавленным. Мне недоступны все эти возвышенные заповеди. Опровергая их, я показываю, будто выше этого», — проносится на дальнем плане его сознания.
Возможно, ему бы и хотелось подойти поближе к соблюдению, но он не знает как.
И из-за внутреннего «шума» он не способен оценить, как его недопонимание противоречит самой сути иудаизма.
Он считает, что отношения с Богом предназначены для тех, кто чувствует себя возвышенным. И поскольку сам не ощущает связи с Творцом, приходит к ошибочному выводу — и теперь оказывается исключен из еврейского сообщества.
Но правда об иудаизме — и это основной урок праздника Песах! — заключается в том, что любовь Всевышнего к нам безусловна.
Если ощущаешь себя слишком низким и недостойным для того, чтобы быть объектом Его любви, это больше свидетельствует о том, что разум погружен в «шум», нежели говорит об отношении к нам Бога.
Независимо от того, насколько недостаточно «возвышенными» мы можем себя чувствовать, это не влияет на отношение к нам Всевышнего. Он просто просит, чтобы в своих решениях мы учитывали, что Он следит за происходящим, и, не сдаваясь, прилагали усилия.
Для нас важно научиться слышать голос истины в окружении сбивающего с толку шума, и даже тогда, когда он разрывает нас изнутри.
«Нечестивый» сын из Агады – никакой не злодей, а лишь запутавшийся человек.
Кроме того, в любом случае, четверо сыновей, о которых идет речь на Седере, это не конкретные личности, а определенные аспекты, которые могут проявиться и проявляются в каждом из нас.
Иногда мы полны мудрости, а иногда замыкаемся, будучи неуверенными в себе, пойманные в ловушку своего внутреннего «шума».
Поэтому надо подсказать «нечестивому» сыну, в чем кроется его ошибка.
«Ты ошибаешься, — говорим мы ему. — То, что мы были достойны покинуть Египет, не зависело от того, насколько мы высоки морально, духовно. Это результат искреннего служения и усилий, которые позволяют нам идти дальше. И если бы мы думали иначе, то не были бы спасены».
Рав Джонатан Сакс
Цена вопросов
Агада говорит о четырех сыновьях: один мудрый, один нечестивый (или непокорный), один простак и один «не умеющий спрашивать». Анализируя эту часть Агады, мудрецы пришли к выводу, что:
— дети должны интересоваться и спрашивать;
— повествование о Песахе должно строиться как ответ на вопросы, которые задает ребенок, и, соответственно, с них и начинаться;
— долг родителей — поощрять детей в том, что касается интереса к теме, точной формулировки вопросов, а тех, кто еще этого не умеет, надо учить.
Интересно, что эти выводы идут резко вразрез с исторически принятыми в мире обычаями. Большинство культур видит задачу родителей и учителей в том, чтобы наставлять, направлять и командовать. А задача ребенка — подчиняться. «Детей надо видеть, а не слышать», — гласит старая английская пословица.
Сократ, который всю свою жизнь учил людей задавать вопросы, подвергался осуждению со стороны афинских жителей за «развращение молодежи».
В иудаизме все наоборот. Научить детей задавать вопросы — религиозный долг. Это именно то, что необходимо для их роста и развития.
Иудаизм — редчайшее явление среди мировых религиозных учений: вера, основанная на том, чтобы задавать вопросы, да, иногда глубокие и трудные, которые, кажется, способны расшатать основы самой веры.
«Неужели Судья всей земли не осуществит правосудие?» — вопрошал Авраам. 2
«Почему, Господи, почему Ты навлек беду на этот народ?» — сокрушался Моше Рабейну. 3
«Почему путь нечестивых процветает? Почему все неверные живут спокойно?» — мучился Ирмияу.4
Книга Йова вообще в значительной степени состоит из вопросов, адресованных Создателю, а Его ответ на них заключается в четырех главах еще более глубоких вопросов: «Где вы были, когда я заложил землю?.. Сможете ли вы поймать левиафана на крючок?.. Он заключит с вами соглашение и позволит вам принять его как своего раба на всю жизнь?»5
В ешиве высшая награда – это услышать из уст учителя, что ты задал хороший вопрос.
Лауреата Нобелевской премии по физике 1944 года Исидора Айзека Раби однажды спросили, как он пришел в науку. Он ответил: «Моя мать сделала меня ученым, даже не подозревая об этом. Других детей, когда они возвращались из школы, родители спрашивали: «Ну, что нового ты сегодня узнал?» А моя мама подходила к делу иначе: «Изи, ты задавал сегодня хорошие вопросы?» И это на многое повлияло. Задавая хорошие вопросы, я стал ученым».
Иудаизм не приветствует слепое послушание. Если задуматься, то можно обнаружить удивительную вещь: несмотря на то, что на евреев возложена обязанность соблюдать 613 заповедей, в иврите нет слова, означающего «повиноваться».
Когда в 19 веке иврит возрождался как разговорный язык и возникла необходимость в глаголе «подчиняться», его пришлось заимствовать из арамейского: лецайет.
Тора же вместо слова, имеющего исключительно такой оттенок, использует глагол лишмоа, который сложно однозначно перевести на другой язык, потому что он означает: 1) слушать, 2) слышать, 3) понимать, 4) усваивать, 5) соглашаться.
В самой структуре еврейского сознания коренится идея о том, что наша высшая обязанность — стремиться понять волю Бога, а не просто слепо подчиняться. Слова стихотворения Альфреда Теннисона «Не возражай, не вопрошай, а просто бей и умирай»6 настолько далеки от еврейского мировоззрения, насколько это только может быть возможно.
Почему?
Потому что мы верим, что способность разумно мыслить — величайший дар Всевышнего человечеству.
Раши понимает фразу о том, что Бог создал человека «по Своему образу и подобию»,7 как означающую, что Бог дал нам способность «понимать и различать».
Самая первая наша просьба в будничном варианте молитвы Амида – это «Даруй же нам разум, мудрость и рассудок».
Одним из самых по-хорошему дерзких решений наших мудрецов было постановление произносить благословение при встрече с великим нееврейским ученым. Они не только видели мудрость в других культурах, отличающихся от своей собственной, но и благодарили Бога за это. Как же далеко это от тех взглядов, которыми так часто грешили различные народы разных времен!
Историк Пол Джонсон однажды написал, что иудаизм был «древней и очень эффективной социальной машиной для производства интеллектуалов».
Многое из этого имело связь и до сих пор связано с абсолютным приоритетом, который евреи всегда отдавали образованию: школам, домам учения, изучению религии как действию, даже более высокому, чем молитва, обучению как занятию на всю жизнь и преподаванию как высшему призванию религиозного образа жизни.
Но многое также связано с тем, как человек учится сам и как мы обучаем своих детей. Тора указывает на это в самый особенный и острый момент в еврейской истории — когда сыны Израиля собираются покинуть Египет и начать свою жизнь как свободный народ под властью Всевышнего.
«Передайте память об этом моменте своим детям, — говорит Моше. — Но не делайте это слишком авторитарно. Поощряйте их задавать вопросы, сомневаться, исследовать, прощупывать почву, анализировать, доискиваться. Быть свободным в первую очередь означает свободу ума, а не только тела».
Тем, кто уверен в своей вере, не нужно бояться вопросов. Боятся только те, у кого нет уверенности, а есть тайные и подавленные сомнения.
Рав Шимон Аписдорф
Сердце фараона
Повествуя о напастях, которые Бог наслал на Египет, Тора сообщает, что придворные маги смогли воспроизвести те чудеса, которые были совершены при первых двух казнях. По этой причине фараон был убежден, что столкнулся с силой, с которой можно тягаться.
Однако великий комментатор Торы рабби Авраам ибн Эзра (1089-1164) объясняет, что внимательное чтение текста показывает совсем иное.
На самом деле египетские маги никак не могли сравниться с Моше и его братом Аароном. Лучшее, что они могли сделать, это превратить стакан воды в стакан крови. Но превратить полноводный могучий Нил в кровавую реку им было не под силу.
И, тем не менее, несмотря на слабые попытки египтян повторить «магию» евреев, фараон продолжал трактовать происходящее в свою пользу и отказывался освобождать еврейский народ – даже несмотря на предупреждение Моше о грядущих еще более ужасных последствиях.
В каждом из нас живет фараон…
Жизнь — это непрерывная борьба. Все мы хотим делать то, что хорошо и правильно. Но это не так-то просто. И когда мы вовлечены в подобное сражение, наш мозг нередко подключает защитный механизм, который в психологии называется рационализация.8
Это дает нам некоторую передышку, поскольку позволяет оправдывать те действия, которые – и в глубине души мы это знаем! — на самом деле предпринимать не должны.
Рационализация, эта замечательная способность, если рассматривать ее с некоторого расстояния, часто приводит человека к настолько абсурдным размышлениям, что было бы смешно, не будь она настолько разрушительной. Подобно фараону и его магам, цепляясь за соломинку, мы стремимся оправдать одни свои действия и найти «рациональное» объяснение другим, при этом на полных парах двигаясь по пути самоуничтожения.
Иногда картина выглядит так: вы обдумываете план действий, тщательно взвешиваете все возможные варианты и, наконец, приходите к заключению. Решение принято, и вы начинаете бежать. Сначала вроде все идет гладко, но вскоре что-то начинает непрерывно колоть вам палец на ноге. Затем подворачивается лодыжка, вывихивается колено, вы повреждаете спину и, в конце концов, впечатываетесь лицом в кирпичную стену, которую видели все, но не вы.
Ошеломленный и измученный, вы задаетесь извечным и, казалось бы, справедливым вопросом: «Откуда же она взялась на вашу голову?» И ответ вполне может заключаться в следующем: единственное, что может восприниматься нами еще трудней, чем признание факта своей ошибки, это ощущение на себе всех ее последствий.
Так произошло с фараоном… И так нередко происходит во многих сферах нашей жизни.
Признавать, что все наши многочисленные тщательные расчеты и детальное планирование — не что иное, как блестяще намеченный курс в сторону полного провала, действительно невыносимо. Наше эго не позволяет нам даже задуматься о подобной «чепухе». Поэтому мы надеваем пару красивых дизайнерских шор с логотипом «Фараон» и бросаемся в пучину того, чего вполне могли бы избежать при здравом подходе.
Или, наоборот, мы можем не уподобляться правителю Египта, не закрывать глаза — и иметь смелость принести в жертву свое эго вместо того, чтобы жертвовать собой.
Сноски
- Йешаяу, 57:20.
- Берешит, 18:25.
- Шмот, 5:22.
- Ирмияу, 12:1.
- Йов, 38:4, 40:25-28.
- Перевод неизвестного автора. В оригинале «…Theirs not to make reply, Theirs not to reason why, Theirs but to do and die…»
- Берешит, 1:27.
- Рационализаация — в данном случае механизм психологической защиты, при котором мышление использует только ту часть воспринимаемой информации и делают только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстается как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.