Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Заповеди в память о Храме

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Несмотря на многие века изгнания, в течение которых еврейский народ, лишившийся своих святынь, находится в положении кочевника, нас не оставляет ни на секунду уверенность в том, что в очень скором времени все мы соберемся в Святой Земле, Иерусалим будет отстроен, т.е. храмовое служение в нем возобновится и мы будем вновь совершать паломничества в нашу святыню. Молитвы об этом горячи, ибо боль утраты не притупляется с годами. От того, насколько сильны ощущение нехватки Храма, скорбь, связанная с его разрушением и стремление его обрести вновь, настолько быстро Всевышний нам его дарует. В книге пророка Ирмияу[1] сказано: «А тебе дам я исцеление, исцелю тебя от ударов, которые тебе нанесли, — сказал Г-сподь, — ибо назвали тебя отверженным: это Сион, никто не просит о нем». Наши учителя[2] поясняют, что в этом стихе Всевышний обращается к еврейскому народу с претензией: «Меня не ничего не может остановить от того, чтобы излечить вас, т.е. послать вам окончательное избавление. Но как Я могу вызволить вас из изгнания, привести вас в Сион и вернуть вам Храм, если вы об этом совсем не просите».

Память об утерянном величии и траур по разрушению самого святого для каждого еврея, должны не вводить нас в состояние депрессии и отчаяния, а ровно наоборот – взбодрить нас и вселить в нас уверенность в том, что вот-вот мы опять обретем все то, что когда-то утеряли из-за наших грехов. В этой связи рассказывают историю о двух заключенных, которые осуждены по одной и то же статье и находятся в тюрьме в совершенно одинаковых условиях. Один из них полон оптимизма и бодрости, он чисто выбрит, подтянут, аккуратно одет. Другой же, напротив, удручен и запущен. В чем секрет такого разительного отличия между двумя «коллегами»? Дело в том, что первый из них уверен: не сегодня, так завтра, начальство обязательно заметит, что он осознал свою вину, раскаялся в содеянном и искренние стремиться начать праведную жизнь. Ему будет объявлена амнистия, решетчатые двери досрочно отворятся перед ним, и он вновь обретет столь желанную свободу. Второй же не пытается поддержать в себе надежду на скорое освобождение и безысходность овладевает им все больше и больше. Так, объективно находясь в совершенно одинаковом положении, два человека могут совершенно по-разному смотреть на свое будущее и управлять своим настроением в настоящем.

Сказано: «Если позабуду я тебя, Иерусалим, (пусть) забудется правая рука моя. (Пусть) прилипнет язык мой к гортани моей, если не буду помнить я о тебе, если не вознесу я Иерусалим во главу торжества моего»[3]. Из этого стиха наши мудрецы учат, что ощущение трагедии того, что Храм разрушен должно наполнять наши сердца, уста и деяния. «Если позабуду я тебя, о Иерусалим» – это клятва в том, что мысли об Иерусалиме никогда не покинут нас. «Если не буду помнить я тебя» – обещание постоянно упоминать Иерусалим в любых разговорах, словесно выражать чаяния о его скорейшем восстановлении. «Если не вознесу я Иерусалим во главу торжества моего» – обещание совершать действия, выражающие нашу скорбь по Иерусалиму и приближающие его строительство[4].

Из слов пророка «Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему все любящие его, насладитесь радости с ним все скорбящие о нем»[5], мы учим, что тот, кто искренне скорбит по Иерусалиму в мыслях, словах и действиях (исполняя связанные с этим законы), удостаивается и видит его отстроенным[6].

Чтобы чаяния о Храме наполняли наши сердца, чтобы мы горели ожиданием того момента, когда мы обретем его вновь, нашими мудрецами был принят целый ряд постановлений, связанных с памятью о Храме.

В Талмуде[7] рассказывается о том, что сразу после разрушения Второго Храма многие праведные жители Иерусалима решили в знак скорби по Храму полностью отказаться от мяса и вина. Мяса – потому что прекратилось приношение жертв в Храме; вина – потому что прекратились винные возлияния на жертвеннике. Сказал им рабби Йеошуа: «Дети мои, может быть мы и мучное перестанем есть, из-за того, что в Храме прервалось приношение мучных жертв?! Может быть мы откажемся от употребления плодов, которыми славится Земля Израиля, ведь в Храм перестали приносить первые плоды нового урожая (бикурим)?! Может быть и воду не будем пить, из-за того, что в Храме престали возливать воду на жертвеннике во время праздника Суккот?! Безусловно мы не можем ни выражать свою скорбь по отсутствию Храма, но скорбеть больше меры тоже нельзя, ибо мы не вправе устанавливать ограничения, которые большинство общества не сможет вынести. Но вот, что сказали мудрецы: «Когда белят (внутренние) стены дома, нужно оставить небеленым небольшой участок стены. Какой площади должен быть этот участок? Сказал рав Йосэф: «Ама на ама«. Сказал рав Хисда: «Этот небеленый участок нужно оставить напротив входа в дом». Когда готовят для трапезы, должны исключить из принятого меню одно из блюд. Какое блюдо обязаны исключить? Сказал рав Папа: «Хотя бы рыбешку, пассированную в собственном жиру с мукой (т.е. достаточно исключить пусть даже самое незначительное блюдо, но, чтобы его нехватка была заметна)». Когда женщина прихорашивается, она должна отказаться от одного из принятых для этого действий. От какого (наименее принципиального) действия она должна отказаться? Сказал Рав: «Пусть она, например, не удалит волосы с висков»».

Все вышеперечисленные предписания установлены в качестве закона в «Шулхан Арухе»[8]. В рамках данной статьи мы вкратце коснемся с одним из законов, связанных с памятью о Храме.

Небеленый участок стены

В соответствии со специальным постановлением мудрецов, каждый, кто белит внутренние стены дома, обязан оставить небеленым участок стены площадью ама на ама. Ама обычно переводят, как «локоть». Согласно одному мнению, мера длины ама эквивалентна 48см, а согласно другому – 57.6см. В отношении рассматриваемого закона, можно положиться на менее строгое мнение. Цель данного постановления заключается в том, чтобы люди постоянно помнили о том, что Храм все еще не построен.

Закон этот действует как в Земле Израиля, так и в странах диаспоры[9]. И даже жители Иерусалима, которые постоянно ощущают нехватку Храма, видя опустевшие места наших святынь, тоже должны оставить небеленый участок, площадью ама на ама[10]. Наши учителя[11] пишут, что дом, в котором будет оставлен небеленый квадрат площадью ама на ама, никогда не рухнет и его жильцы будут защищены от всяческих бед.

Если исполнение этого постановления может вызвать ссоры в семье (мужа с женой или детей с родителями), в каждой конкретной ситуации необходимо проконсультироваться у компетентного раввина о том, как следует поступить.

Изначально нужно постараться, небеленый квадрат оставить во время побелки. Если по какой-либо причине этого не сделали, удаляют побелку с части стены указанной площади уже после того, как она была побелена. Штукатурку снимать не нужно[12]. Если стену оклеивают обоями, также оставляют на ней небеленый участок и не заклеивают его обоями[13].

Некоторые законоучители считают, что нужно оставить небеленый квадрат в каждой из комнат[14], согласно другому мнению – только у входа в квартиру[15]. Распространенный обычай: оставлять в квартире небеленый участок только в одном месте[16]. Делать это следует напротив входа, чтобы, войдя в дом, человек сразу мог задуматься о том, как велика трагедия потери Храма[17]. Если нет возможности оставить небеленый участок напротив входной двери, можно его оставить по правую или по левую сторону от входа, либо над дверью[18]. В доме, где есть прихожая или коридор, небеленый участок оставляют в центральной жилой комнате[19].

Запрещено оставить небеленый квадрат на той части стены, которая будет скрыта занавесью или мебелью. Если в будущем возникнет необходимость поставить мебель или повесить занавесь таким образом, что они заслонят собой, квадрат, разрешено это сделать[20].

Небеленый участок изначально должен иметь форму квадрата[21]. Когда это невозможно, его делают в форме прямоугольника, площадь которого равна площади квадрата ама на ама[22]. Выполнение постановления заключается именно в том, чтобы участок оставался небеленым. Тот, кто вместо этого нарисовал на стене квадрат черного цвета, изобразил Стену Плача и т.п., закон не исполнил[23]. Внутри небеленого участка стены не делают изображений и надписей.

В квартире, приобретенной у нееврея, не обязаны удалять побелку, т.к. ее предыдущий хозяин не должен был оставлять небеленый квадрат. В будущем, когда новые хозяева-евреи займутся побелкой, они должны будут оставить часть стены, указанной выше площади, небеленой[24].

Если квартира была приобретена у еврея, необходимо сразу же устранить слой побелки, указанной выше формы и площади, т.к. предыдущие хозяева были обязаны оставить небеленый квадрат и не сделали этого. Когда речь идет о квартире, построенной с целью продажи, даже если ее приобрели у еврея, новые хозяева не обязаны устранять побелку[25]. Когда они в будущем будут белить квартиру, они, разумеется, должны будут оставить небеленый квадрат[26].

Беля стены съемной квартиры, как в случае, когда ее хозяева евреи, так и в случае, когда она принадлежит нееврею, необходимо оставить небеленый квадрат. Удалять побелку со стен съемной квартиры разрешено только с согласия ее хозяев[27].

На стенах синагог и Домов Учения не обязаны оставлять небеленые места[28]. В общежитиях, гостиницах, залах торжеств, ресторанах – обязаны[29].

Послесловие

Упомянутые выше, а также многие другие законы и обычаи, связанные с Храмом, позволяют нам хранить жизненную связь с нашими святынями. Тот, кто скорбит о Храме полным сердцем, чувствуя, что потерял самое дорогое, обязательно станет свидетелем торжества добра и удостоится радоваться отстроенному Иерусалиму. Выполняя заповедь утешения скорбящих, потерявших близкого человека, принято желать: «Да утешит вас Всевышний вместе с другим скорбящими о Сионе и Иерусалиме (и да не случится у вас больше горя никогда)».

המקום ינחם אתכם בתוך שאר אבלי ציון וירושלים ולא תוסיפו לדאבה עוד.

Об этом наши молитвы – о скорейшем приходе Машиаха – царя-избавителя, помазанника Всевышнего, об отстроенном Храме и о воскрешении всех усопших, в скорости, в наши дни!


[1] 30:17.

[2] «Йом Труа», «Рош а-Шана», 30а.

[3] Тэилим 137:6.

[4] «А-Макнэ», кунтрэс ахарон, «Эвен а-Эзэр», 65:3:3.

[5] Йешаяу 66:10.

[6] См., например, «Таанит», 30б; «Бава Батра»; 60б; тосэфта «Таанит», 3:14; тосэфта «Бава Батра», 2:17; тосэфта «Сота», 15:15 и др.

[7] «Бава Батра», 60б.

[8] «Орах Хаим», 560:1 и 2.

[9] «Аз Нидберу», ч.7, п.67.

[10] «Пискей Тшувот», «Орах Хаим», 560:1.

[11] «Моэд ле-Коль Хай», 10:95.

[12] «Мишна Брура», 560:2.

[13] «Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 560:5; «Каф а-Хаим», «Орах Хаим», 560:9.

[14] «При Мигадим», «Мешбецот Заав», «Орах Хаим», 560:1.

[15] «Шэйлат Яавец», ч.1, п.169.

[16] «Мишнэ Алахот», ч.5, п.71.

[17] «Мишна Брура», там же, п.3.

[18] «Алихот вэ-Анагот», стр.22, от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[19] «Торат а-Моадим», п.3, от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[20] «Орхот Рабэйну», ч.2, стр.147, от имени рава Я. И. Каневского; «Торат а-Моадим», п.4 и «Сэфер а-Байт», гл.19, прим.7, от имени Й. Ш. Эльяшива.

[21] «При Мигадим», «Эшэль Авраам», «Орах Хаим», 560:3.

[22] «Сэфер а-Байт», там же, прим.11, от имени рава М. Файнштэйна.

[23] «Мишна Брура», там же.

[24] «Аругат а-Босэм», п.179; «При Мигадим», «Эшэль Авраам», там же, п.4.

[25] «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.3, п.86.

[26] «Шаарэй Тшува», там же, п.2.

[27] «Орхот Рабейну», там же, стр.148, от имени Хазон Иша.

[28] «Биур Алаха», там же; «Минхат Элазар», ч.3, 66:3.

[29] «Пискей Тшувот», 560:6.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому