«Приди к фараону»
Шмот (10:1)
«И сказал Б -г Моше: приди к фараону», – так начинается наша глава. Египет поражается саранчой: «Ибо Я отяготил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить эти знамения в нем; чтобы ты рассказал в уши сына своего и внука, как Я издевался над египтянами, и о знамениях, которые явил среди них. И узнаете, что Я – Б -г».
Что это за «издевательство», и почему оно упомянуто именно здесь, перед нашествием саранчи? «И сказал Б -г Моше: приди к фараону».
Раби Шимон бар Йохай говорит в святом Зоар: «Теперь нужно открыть тайны, связанные с верхним миром и с нашим. Что значит «приди к фараону»? Нужно было сказать «иди»(לך), а не «приди»(בא). Но дело в том, что Святой, благословен Он, ввел Моше в чертог внутри чертога, пока не показал ему корень всей скверны. Моше испугался ее, и Сам Творец воевал против нее, как сказано: «И узнаете, что Я – Б -г». Поэтому слово «Бо» нужно понимать как «пойдем к фараону» – пойдем через чертоги, ты и Я вместе».
Это один из наиболее глубоких отрывков из Зоар, «тайна великого дракона», но мы не будем заниматься тайнами. Есть, однако, кое-что, о чем нам разрешено размышлять. И сам раби Шимон свидетельствует, что эта тайна связана и с нашим миром и раскрывается на наших глазах. Эта тайна – в нашествии саранчи. Каким образом она раскрывается? Египтяне были поражены и унижены всеми карами, обрушившимися на них до этого. Они видели руку Творца, превращающую воду в кровь, наводящую жаб и вшей, посылающую стаи зверей и град. Когда всё это завершилось, египтяне остались побитыми и израненными, с тухлой рыбой в реке и вонючими жабами, со скотом, пораженным мором, с мозолями от лишая и разрушениями от града. Они поняли, что борются с высшей силой, которая значительно превосходит их. И перед нашествием саранчи они говорили фараону: «Разве ты еще не видишь, что гибнет Египет?» – от мора, града и всего остального (Рашбам).
А что же на самом деле думал фараон? Он думал, что происходит борьба между двумя культурами. Мы и наша культура, они и их культура. Они со своими богами, а мы – со своими. При таком взгляде, даже если другая культура имеет преимущество, он всё равно не хотел смириться и покориться ей. За вами стоит некая сила, и за мной тоже. Вы представляете «святость», а я представляю «нечистоту». «Я дракон, и мне принадлежит река» (Йехезкель, 23:3). В чем вы видите проклятие, я вижу благословение, и что вы отвергаете, я принимаю.
Такой взгляд привел к нашествию саранчи. Она налетела и покрыла собой всю землю, не оставляя ничего. Фараон просил: «Пусть отойдет от меня только эта погибель». Но что он делал с этой «погибелью»? Засаливал саранчу в бочках (Раши, Шмот, 10:19), делал из нее деликатесы, превращал зло в удовольствие.
В Мидраше сказано (Шмот Раба, 13:7): «Когда пришла саранча, египтяне обрадовались. Сказали: «Давайте соберем ее и наполним ею бочки». Сказал Святой, благословен Он: «Грешники, радуетесь каре, которую Я наслал на вас?» И сразу же «обратил Б -г морской ветер очень сильный, и он унес саранчу, не осталось ни одной саранчи во всех пределах Египта». Даже то, что было в бочках и кастрюлях, улетело». Мудрецы добавили (Мидраш Майян Ганим), что живые унесли с собой мертвых.
В этом заключена великая мудрость: «Приди в фараону» – покажи всем, что здесь нет ни дракона, ни реки. За злом не стоит ничего настоящего, и вся нечистота – пустая. Не думай, что они превращают наказание в праздник – в итоге они останутся ни с чем.
Нам заповедано каждый день вспоминать исход из Египта. Ведь это вечный и непреходящий урок: это не борьба двух культур или соперничество двух идей. Хазон Иш говорил Бен-Гуриону, первому главе правительства: «Ваша пустая телега должна уступить дорогу нашей полной телеге». А тот почувствовал себя оскорбленным: как можно охарактеризовать организацию кибуцей, например, как пустую телегу? Или процветающее сельское хозяйство, литературу и песни, «религию рабочих».
Но сегодня от всего этого мало что осталось. Они хотели превратить бедствие в благо, построить культуру атеизма. Но культура испарилась, и бочки остались пустыми. «Меня оставили, источник живой воды, чтобы копать себе разбитые ямы». Но увидев свой крах, мучимые жаждой, они вернутся, чтобы напиться из Источника живой воды.