Я слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную, на первый взгляд, заповедь?
Ответ:
Правда ли это?
Об этой заповеди говорится в Талмуде (Мегила 7б), и таково постановление Шулхан Аруха. Но Рамо (раби Моше Иссерлес, который в своих дополнениях к Шулхан Аруху приводит ашкеназские обычаи и постановления) пишет: некоторые законоучители говорят, что нет обязанности напиваться до такого состояния. Просто человеку следует выпить «больше своей нормы», чтобы заснуть. И во время сна он не сможет отличить «благословен Мордехай» от «проклят Аман». Автор «Мишны Бруры» пишет, что именно так и стоит поступать. В разделе «Биур Алаха» Хафец Хаим приводит слова Меири: «Обязан человек умножать радость в этот день и едой, и питьем, так, чтобы всего было вдоволь. Однако нам не следует напиваться до такой степени, что мы будем вести себя недостойно. Ведь радость, которую нам повелели испытывать, – это не радость буйства и глупости, а радость любви к Всевышнему, благословен Он, и благодарности за чудеса, которые Он сотворил для нас». Там приводятся также слова автора «Хаей Адам»: «Поскольку все чудо было совершено через вино, обязали нас мудрецы напиться или, по крайней мере, выпить больше обычного – чтобы вспомнить великое чудо. Но тот, кто знает, что, напившись, может пренебречь одной из заповедей – омовением рук, одним из благословений – благословением после трапезы с хлебом, или не сможет прочесть послеполуденную или вечернюю молитву, или поведет себя легкомысленно, – такому человеку лучше не напиваться».