В трактате Эрхин (16б) приведены слова рабби Элазара бен Азарьи: «Я не знаю, есть ли в нашем поколении кто-либо, кто умеет правильно критиковать ближнего». Из этих слов мы учим, что правильно сделать замечание ближнему, правильно его критиковать – это искусство, которому надо учиться.
Правило, сформулированное царем Шломо, мудрейшим из всех людей, в Мишлей (9, 8) поможет нам в обучении этому искусству: «Не обличай глупца, ибо он возненавидит тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя».
Это правило основывается на том, что человек любит то, что помогает ему приблизиться к желанной цели, и ненавидят то, что мешает этому. Цель праведников – достигнуть совершенства; конструктивная критика указывает им на их недостатки, что помогает им в достижении цели. Грешники же желают жить, удовлетворяя свои ежеминутные вожделения. Критика мешает им безмятежно предаваться наслаждениям, поэтому они ненавидят критикующего.
Шла (рабби Йешаяу Гурвиц) пишет, что в каждом человеке скрывается мудрый и глупец – весь вопрос в том, к кому из них мы будем обращаться. Если относиться к другому как к мудрому человеку и сказать ему, что такому мудрецу не подобает подобное поведение, он примет эту критику; если же говорить с ним унизительно, дать ему понять, что он грешник и глупец, он не примет эту критику и возненавидит критикующего.
Основываясь на этом принципе, Шла комментирует вышеупомянутый стих следующим образом: «Не обличай глупца» – когда ты желаешь обличить глупца, не говори ему: «ты глупец и делаешь плохо», поскольку тогда он возненавидит тебя и не прислушается к твоим словам. И в этом суть сказанного: «Не обличай глупца», т.е. не унижай его, сказав ему: ты глупец. Наоборот, скажи ему: «ты мудрец, и не подобает такому человеку, как ты, поступать так и так». И в этом суть сказанного: «Обличай мудрого», т.е. своими словами сделай его мудрым в его глазах. Тогда он полюбит тебя, прислушается к твоим словам и примет твое обличение.
Подобное мы находим у Гаона в книге Эвен Шлема (6, 8): «Есть два вида упрекающих: есть те, кто говорят сурово и строго и срамят слушателей, и поэтому их слова не принимаются. Но мудрец говорит добрыми, утешающими словами и приближает людей к Торе, как сказано об Аароне (Санедрин 66). Есть также те, кто упрекают строгими словами, но не говорят, как исправить испорченное. Мудрец же указывает, как исправить и излечить болезнь души, и об этом написано: Иной говорит, как рубит мечом, а язык мудрых — исцеление (Мишлей, 12:18)»