Глава Хаей Сара включает в себя повествование о двух темах.
Первая — это смерть и похороны праматери Сары, вторая — поиски невесты для праотца Ицхака.
На первый взгляд кажется, что между двумя этими темами не существует никакой связи.
В наши дни, согласно еврейской традиции, брак заключается посредством обряда, во время которого жених передаёт кольцо невесте.
Этот обряд основывается на сказанном в Мишне (Кидушин 2а): Тремя путями женщина становится замужней: деньгами, документом и соитием.
Существует три пути формализации обручения жениха с невестой. Каждый из этих трёх путей выводится из Письменной Торы посредством тринадцати правил экзегетики, которые были переданы нам в Устной Торе и записаны в Барайте раби Ишмаэля — её мы каждый день говорим в утренней молитве.
Деньги [как способ формализации брака] откуда [выводятся]? Учил [по аналогии] «взятие» [из] «взятия» поля Эфрона. Написано здесь (в связи с браком): «Когда возьмёт мужчина женщину» (Дварим, 22:13), и написано там (в связи с полем Эфрона): «Отдал я деньги за поле, возьми их у меня» (Берешит, 23:13).
Здесь используется метод толкования, называемый «гзера шава», смысл которого состоит в том, что посредством некого слова, написанного в Торе в определённом контексте, и того же самого слова, написанного в совершенно другом контексте, мы заимствуем определённое понятие Алахи из первого контекста и переносим его во второй.
Другими словами, из того, что Тора использует слово «взять» в контексте приобретения поля Эфрона Авраамом с помощью денег, и ещё раз использует то же самое слово «взять» в контексте брака — «Когда возьмёт мужчина женщину и овладеет ею…», — мы выводим, что и брак можно заключать посредством денег или предмета, обладающего номинальной стоимостью. Таким предметом может вполне служить, например, кольцо из золота или серебра.
Свадьба и похороны?
Интересно отметить, впрочем, что законы свадебного ритуала, являющегося одним из наиболее радостных событий в жизни человека, выводятся из рассказа о чем-то диаметрально противоположном: смерти и похоронах Сары, жены праотца Авраама.
В действительности, здесь Тора сообщает нам вещь полную глубокого аллегорического смысла. Вступая в брак, человек связывает свою жизнь с супругой до последнего дня жизни. Мы видим, что наши святые праотцы не разводились. Единственным исключением из этого правила можно считать праотца Авраама, отославшего Агарь. Однако Авраам сделал это не потому, что она ему «разонравилась», а потому, что хотел предотвратить отрицательное влияние Ишмаэля на Ицхака.
Развод в иудаизме
Мы не католики. Тора разрешает разводиться. Развод тем не менее не должен быть нормой — это серьёзнейший шаг, крайняя мера, к которой нужно прибегать только тогда, когда ничего другого не остаётся.
Сказал рабби Элиэзер: «Тот, кто разводится со своей первой женой, жертвенник проливает по нему слезы, как сказано (Малахи, 2:13): “И это второе, [что] делаете вы: покрывается слезами жертвенник Б-жий, плачь и стон, так что не обращается [Б-г] к дару и не берет с благоволением [приношение] из руки вашей.” И написано (Малахи, 2:14) “И скажете: «За что?» За то, что Б-г освидетельствовал между тобой и женой юности твоей, которой изменил ты, а она подруга твоя и жена завета твоего». (Санэдрин 22а)
В идеале Тора хотела бы, чтобы супруги заключали брачный союз не только до конца их дней на земле, но так, чтобы он оставался в силе и после этого. В этом свете, настоящей изменой является именно развод — изменой по отношению к детям, которым теперь придётся расти в разрушенном доме сиротами при живых родителях.
И было, когда говорила она Йосефу изо дня в день, и не слушал он её, чтобы лечь к ней и быть с ней. (Берешит 39:10)
«Быть с ней» — в будущем мире. (Раши Берешит 39:10, см. также Сота 3б)
Брак заключается не только для жизни в этом мире, но и для мира будущего.
Именно в этом заключается связь между рассказом о похоронах и рассказом о свадьбе Ицхака.
Подробную статью о разводе в иудаизме читайте тут.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.