«Один козел для грехоочистительной жертвы» (Насо, 7:22)
Объясняет Раши: Чтобы искупить грех продажи Йосефа, как сказано об этом: «И зарезали козла». Эти слова требуют объяснения. Понятно, что колена должны были искупить продажу Йосефа, однако почему колено Йосефа приносило грехоочистительную жертву? Ведь если грех был совершен по отношению к нему, разве ему тоже требуется искупление?
Притча об одном человеке, получившем сильный удар по ноге, которая после этого покраснела и загноилась. Пошел больной к врачу. Тот проверил ногу и сказал, что нужно сделать укол в руку. И не просто в руку, а в мышцу руки.
Удивился человек и сказал: «О тебе говорят, что ты хороший врач, а ты даешь мне такое странное указание. Ведь моя рука совершенно здорова, почему же я должен делать в нее укол?!»
Ответил врач: «Именно потому что тебе известно, что я специалист и понимаю в медицине, ты должен понять, что мое указание верно. Тот, кто изучал книги по медицине, знает, что когда есть синяк на ноге – его источник в сердце, а инфекция – в крови. Чтобы лечить систему кровообращения в твоем теле, ты должен сделать укол в мышцу руки, и тогда вылечится кровь, а когда вылечится кровь, то, само собой передастся лечение в ногу».
Так происходит и в народе Исраэля. Каждый — это часть целого организма. А заповеди и добрые дела, которые человек делает по отношению к другим людям, возвращаются к нему, и получается, что он как будто совершает милосердие по отношению к себе.
Ниже мы приводим рассказ, который слышали из самого надежного источника. Эта история случилась с одним известным человеком, который много работал для поддержки Торы и иудаизма.
Этот еврей хотел приобрести квартиру для своей дочери, собиравшейся выйти замуж. Поскольку речь идет о человеке со средствами, он искал хорошую и большую квартиру в центре Бней Брака. Когда он услышал о продаже квартиры из 6-и комнат, то постучался в дверь этой квартиры и попросил показать ее. Но как он был удивлен, что, несмотря на то что квартира выглядела превосходно во всех отношениях, без каких-либо дефектов, ее цена была намного ниже рыночной. Он ожидал услышать, что она стоит около 270-и тысяч долларов, а продавец просил только 200-и тысяч. Это показалось покупателю «подозрительным», и он попросил продавца сказать ему причину такой низкой цены.
Продавец, который тоже был богобоязненным евреем, сказал ему правду. «В последнее время я оказался в больших долгах, и не знал, как расплатиться с ними. Когда я обратился к моему раву, он посоветовал мне продать мою большую и красивую квартиру. Но поскольку ее цена очень высока, а при сегодняшнем экономическом положении вряд ли найдутся покупатели, я должен постараться продать ее дешево, чтобы пришло много покупателей, и я продал бы ее как можно скорее. И это причина ее низкой цены».
Выслушав продавца квартиры, покупатель пошел к раву и спросил, верно ли то, что сказал продавец. Рав подтвердил слова продавца относительно всех деталей.
Теперь послушайте, что сделал наш еврей. Он снова постучался в дверь продавца квартиры, оказавшегося в долгах, положил на стол сумму в 200-и тысяч долларов наличными, и сказал пораженному продавцу: «Чтобы тебе не надо было из-за твоих долгов терять настоящую цену квартиры, я даю тебе эту сумму в качестве ссуды, иди и заплати свои долги, а квартиру продай по ее настоящей цене. Я же найду себе другую квартиру».
Без всяких гарантий положился покупатель на возвращение ссуды. Такое благородное поведение учит нас тому, что такое «настоящее еврейское сердце», и тому, что человек, учащий Тору, увенчан добрыми и благородными качествами, восхищающими окружающих его.
Ведь ясно и понятно, что каждый ухватился бы за эту квартиру обеими руками. И квартира отличная, без каких-либо дефектов, и цена дешевая! И ясно, что если бы покупатель приобрел квартиру по предложенной ему цене, за двести тысяч долларов, это была бы «гладкая сделка», то есть, без примеси воровства, вымогания, капли греха. И несмотря на это, покупатель был готов принести в жертву огромную сумму, чтобы помочь товарищу не потерять деньги при продаже квартиры.
Принести такую жертву может только еврей, которому Тора озаряет его жизненный путь.