Существует древний обычай, согласно которому в первый Шабат после рождения девочки ее родители устраивают особый праздничный Кидуш (ивр. קידוש — «освящение»), обычно это происходит после утренней молитвы.
Самое раннее упоминание
Некоторые видят источник этой традиции в стихе Танаха, рассказывающем о лидере народа Израиля по имени Ивцан (Талмуд идентифицирует его как Боаза, родственника Наоми, о которой мы читаем в Мгилат Рут в Шавуот): «И было у него тридцать сыновей, а тридцать дочерей отпустил он из дома, и тридцать дочерей привел он со стороны за сыновей своих».1 В Талмуде сказано, что он устроил по два пира для каждого из своих детей: один в доме отца и один в доме тестя или свекра.2
О причине этих празднований существуют разные мнения. Один из первых комментаторов, Рабейну Гершом (ок. 960–1040), объясняет, что первые 60 праздников проводились в честь рождения этих детей, а остальные 60, когда они выросли, в честь их свадеб.3 Таким образом, еще во времена Боаза, прадедушки царя Давида, когда рождалась девочка, было принято устраивать праздничную трапезу.4 (То, что праздник устраивали, в честь рождения мальчика, вернее, в честь его вступления в Завет Всевышнего, в день обрезания, общеизвестно).
Другие ссылаются на древний мидраш, в котором упоминается шавуа а-бат, то есть «неделя дочери» — праздник, связанный с рождением девочки.5 К сожалению, до наших времен этот мидраш не сохранился.
Теперь рассмотрим причины существования такого праздника.
Благословение новорожденного
Такой праздник дает возможность семье, ее близким и друзьям собраться вместе (например, чтобы можно было организовать миньян6, но это не обязательно) и благословить новорожденную девочку расти в соответствии с путями Торы и добрых дел, чтобы в конечном итоге она смогла построить свой собственный еврейский дом, продолжая цепочку наследия своих предков.7
Празднование прихода в мир новой души
Известно, что новорожденным мальчикам дают имя во время церемонии обрезания брит мила (на 8-й день жизни). В случае с девочками ждать 8 дней не нужно, достаточно прийти в синагогу в ближайший день общественного чтения свитка Торы (то есть в утреннюю службу понедельника, четверга или субботы).
Однако у большинства есть обычай дождаться именно ближайшего Шабата. Когда ребенок получает еврейское имя, душа наконец полностью входит в его тело. Соответственно, некоторые говорят, что особый праздничный Кидуш, который следует за наречением имени новорожденной, как бы приветствует новую душу в этом мире.9
Ну а те, у кого все же не принято для этой цели ждать Шабата (например, общины Хабада),10 дают новорожденным девочкам имя в ближайший после родов день общественного чтения Торы,11 а праздничный Кидуш устраивают позже — через несколько дней или даже недель, на усмотрение родителей.
Очень важно, чтобы присутствующие благословляли новорожденного.
Известно немало историй о девушках и женщинах, которые сталкивались с теми или иными проблемами в своей жизни, а праведники и знатоки Торы,12 к которым они обращались за советом, при этом спрашивали их родителей, устраивали ли они в свое время праздничный Кидуш в честь рождения дочери. И, если ответ был отрицательным, им предлагали исправить это как можно скорее.
Но почему некоторые считают, что празднование следует устраивать именно в Шабат?
Есть мнение, что это просто связано с тем, что Шабат — удобное время для общественных встреч.13 А главное, это может быть дополнительной возможностью увеличить святость — объединить момент великой радости в связи с рождением малышки со святостью Шабата.
Благодарственная трапеза
Другая причина заключается в том, что подобное празднование относится к категории сеудат ходаа («благодарственная трапеза»), когда семья благодарит Всевышнего за то, что и молодая мать, и ее дитя здоровы и хорошо себя чувствуют.8
- Шофтим, 12:9.
- Бава Батра, 91а.
- Рабейну Гершом, коммент. на то же место.
- Рабби Пинхас Хиршпрунг, цит. в Нитей Гавриэль, Хилхот Нида, т. 3, 70:17, прим. 28.
- См. Торат а-Адам, т. 2, стр. 109, Орхот Хаим, т. 2, стр. 14, цит. Мехильта.
- См. Нитей Гавриэль, Хилхот Нида, т. 3, 70:17, прим. 28.
- Мишмерет Шалом, 20:12.
- Там же.
- Таамей а-Минхагим, Кунтерес Ахрон, 929:21.
- Сефер а-Минхагим Хабад, стр. 15. См. также Ликутей Сихот, т. 14, стр. 250; т. 3, стр. 763.
- Поскольку душа окончательно соединяется с телом именно в момент получения ребенком еврейского имени, в ряде общин считается, что следует посодействовать этому при первой же возможности.
- См. Нитей Гавриэль, Хилхот Нида, т. 3, 70:17, прим. 28.
- Респонс Минхат Ицхак, 4:107.