«Если звать тебя пришли эти люди, встань, иди с Ними» (Бемидбар, 22:20).
Вначале Г-сподь сказал Биламу (Бемидбар, 22:12): «Не иди с ними», но далее, после непрекращающихся просьб Билама, ему было сказано (Бемидбар, 22:20): «Встань, иди с ними». Из этого наши мудрецы (Макот, 10б) учат, что по той дороге, по которой человек желает идти, ведут его (с Небес). Поскольку Билам желал пойти проклясть еврейский народ, на это, в конце концов, было дано разрешение.
Пишет Рамбам («Законы Тшувы», 5:1): «Дана возможность (выбора) каждому человеку: если он захочет направить себя по правильной дороге и быть праведником, у него есть такая возможность, а если возжелает направить себя по дурной дороге и быть грешником, у него есть и такая возможность». Чтобы предоставить возможность свободы выбора, Творец даёт возможность грешнику прийти к ложным выводам, даже изучая Тору. И об этом говорит пророк Ошеа (14:10): «Поскольку прямы дороги Г-спода, и праведники будут идти по ним, а грешники споткнутся на них». Т. е., слова Торы могут помочь человеку встать на истинный путь и уверенно по нему продвигаться. Однако всё это при условии, что человек будет изучать Тору с искренним желанием понять истинный смысл сказанного. Если же человек не заинтересован, изучая её святые слова, узнать волю Создателя, а только найти в ней доказательства собственным желаниям, искажая её истинный смысл, то и такая возможность ему представляется.
Ответ Г-спода Биламу является чудесным примером этого принципа: поскольку Билама не интересовала воля Б-га и его единственным желанием было проклясть еврейский народ, то, даже вопреки воле Творца, ему была предоставлена возможность понять из слов Г-спода «если звать тебя пришли эти люди, встань, иди с Ними», что Он позволяет это сделать. Однако же, если бы он желал понять истинное намерение Г-спода, то обратил бы внимание на слова «если звать тебя пришли эти люди», которыми Г-сподь имел в виду сказать «если этот зов – твой и ты желаешь получить от него выгоду…», как пишет Раши. Этими словам Творец намекнул Биламу, что Он не желает, чтобы тот шёл к Балаку. Возможность сделать это была дана Всевышним только из-за желания Билама найти себе выгоду.
Грешники не только не познают волю Г-спода, изучая Тору, но и выводят из её слов ложные доказательства своим искажённым идеям и желаниям. Виленский Гаон («Эвен Шлема», 1:11) пишет: «Тора для души – что дождь для земли, взращивающий посеянное в ней, будь то живительные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него добрые мысли, она увеличит его Б-гобоязненность. Если же в его сердце “корень, начиненный ядом и горечью”, возрастет в нём недоброжелательность».
Мишна в трактате Пиркей Авот (3:17) говорит: «если нет Б-гобоязненности, нет мудрости», т. е. только Б-гобоязненный человек, который искренне стремится познать волю Творца, сможет, изучая Тору, познать её мудрость.
Также важно, чтобы изучающий Тору был предельно осторожен и не примешивал к её словам какие-то собственные мысли и идеи.
В главе «Ки Таво» (Дварим, 27:9) сказано: «Прислушайся и пойми, Израиль». Слово «прислушайся» – на иврите הַסְכֵּ֤ת (аскет). Мудрецы Талмуда (Брахот, 63б) учат нас, что это слово можно понимать как два слова: ас – молчи, и катет – задумывайся (над словами Торы) путём сопоставлений различных мест. Изучая мудрость Торы, человек должен вначале прислушаться к ним молча, не примешивая к её словам свои собственные мысли и идеи, а только потом рассуждать над ними. Иначе человек не сможет понять истинный смысл Торы.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«