Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Стражи царицы

«Вот законы, которые ты положишь перед ними».

Шмот (21:1)

Одним из выдающихся мудрецов еврейской мысли и нравственности в недавнем прошлом – духовным светочем, которого рав Деслер увенчал титулом «самый глубокомысленный в нашем поколении», – был раби Йерухам из ешивы “Мир”. В одной из своих статей он рассказывает о коротком мидраше, относящемся к нашей недельной главе, и освещает его по-новому – так что это может произвести переворот в наших взглядах на собственный образ жизни.

Мидраш говорит, что еще до дарования Торы была записана глава о судьях. Итро пришел и увидел, что Моше в одиночку судит народ. Он предложил разветвленную судебную систему – десятников, пятидесятников, сотников и тысячников. А на вершине пирамиды должен был оказаться сам Моше. Вслед за этим была написана глава о даровании Торы, а после нее – наша глава, излагающая имущественные законы, действующие между людьми, и порядок судопроизводства. Далее Мидраш говорит (Шмот Раба, 30:3): Чему это подобно? Царице, которая проходила по дороге. Почетный караул шел впереди и позади нее, а она – посередине. Так и Тора: законы до нее, законы после нее, а она – посередине. Дарование Торы описано между двумя разделами, повествующими о судьях и законах.

Давайте остановимся на секунду и задумаемся: что Мидраш хочет сказать? Важность чего хочет подчеркнуть? Очевидно, важность суда и правосудия. Ведь это одна из основ мира: «На трех вещах держится мир (олам): на суде, на истине и на мирных отношениях (шалом)». Рассмотрев их, мы увидим, что они взаимосвязаны: честная система правосудия опирается на истину и приводит к миру. Каждый знает границы дозволенного, а в случае конфликта вмешивается судья и выносит правильный приговор.

Всё это верно само по себе, но не это имел в виду Мидраш. Раби Йерухам, «самый глубокомысленный», размышляет и спрашивает: разве конвой и сопровождение являются главными? Конечно, нет! Главная – царица, а сопровождение лишь следит за тем, чтобы она не пострадала. В таком случае мы должны понять: кто же главный? Что это за царица? Это Тора! А что в ней главное? «Учение милосердия» (Мишлей, 31:27). Гмара говорит о ней (Сота, 14 а): «У Торы начало – благотворительность и конец – благотворительность». «Большая часть заповедей Торы – радовать людей». Главное – это милосердие, но нужно установить и принципы для решения конфликтов. Вот почему Торе был дан «почетный караул» из законов о вреде и имущественных спорах. Но это лишь упаковка для подарка, хранящегося внутри.

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет (1)
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому