Введение
С древних времен и до наших дней Египет вызывает удивление и восхищение своим богатым историческим и культурным наследием. Изучая многовековые тайны этой цивилизации, ученые все еще открывают новые знания, которые оставались скрытыми в течение веков. Но одно из самых удивительных открытий связано с Торой. В ней содержится удивительное количество подробностей о древнем Египте, многие из которых стали известны только в современные времена, что является одним из многих доказательств того, что Тора была дана свыше. В нашей статьи остановимся лишь на некоторых примерах таких деталей.
Продажа за 20 серебряных монет
Одним из примеров того, как Тора отражает древний Египет, является история продажи Иосифа за 20 серебряных монет. Это была общепринятая цена раба в то время, которая увеличивалась по мере прохождения веков. Так, в древнем Уре, около 2000 года до н.э., раб стоил 10-15 серебряных монет (сиклей). В эпоху династии Хаммурапи цена слегка выросла, до примерно 20 серебряных монет. Некоторое время цена раба оставалась относительно стабильной, но к последней четверти второго тысячелетия до н.э. цена поднялась до 30 сиклей. В первой четверти Ассирийской империи здоровый раб мог стоить 50-60 серебряных монет, а к середине первого тысячелетия цена раба подскочила до более чем 100 сиклей.
И когда Тора говорит нам, что Иосиф был продан за 20 серебряных монет, это было точное отражение цены раба в Египте в то время, около 1500 года до н.э., согласно нашей библейской хронологии.
Древнеегипетские имена
В Торе (Берешит, 37:36) говорится, что имя хозяина-рабовладельца Иосифа было Потифар. Позже нам говорится, что имя жены Иосифа было Оснат (Берешит, 41:45). Эти имена действительно были египетскими именами, которые использовались в Египте во времена Иосифа, хотя они были довольно необычными и позже вышли из употребления. Если бы авторами Торы были, не дай Бог, люди, они бы, будучи не знакомые с этими редкими древними именами, никогда бы не использовали их.
Тюрьмы в древнем Египте
«И господин Иосифа взял его и посадил его в тюрьму, место, где содержались узники короля» (Берешит 39:20). Из-за ложных обвинений жены Потифара, Иосиф был брошен в тюрьму. Концепция тюремного заключения не была широко распространена в древнем мире ранней библейской эпохи. В самой Торе мы не находим упоминания о тюремном заключении в качестве формы наказания. Мы находим, что сын Шломит, который проклял Бога, был содержан в заключении, но это было только до тех пор, пока не было определено правильное наказание. Само задержание не было наказанием. В древнем мире тех, кто был осужден за преступления, обычно убивали, мучили, отрубали конечности или высылали в изгнание. Тюрьма как форма наказания была необычной. Однако в древнем Египте тюрьма была обычной формой наказания. Тора отражает эту уникальную особенность древнеегипетского общества.
Перстень как знак уважения
«И Фараон снял свой перстень с руки своей и положил его на руку Иосифа, и одел его в одежды из виссона и повесил золотую цепь на его шею» (Берешит 41:42). Когда Фараон повысил Иосифа до второго по величине человека в Египте, он дал ему свой перстень и золотую цепь. Это было обычным египетским обычаем. Папирус Бруклин 35.1446 говорит о рабе, которого повысили до высокого социального положения, и ему был дан золотой перстень и золотая цепь.
Бритье Иосифа
Когда Иосифа вывели из тюрьмы, чтобы привести к фараону для толкования снов, он сначала должен был побриться, чтобы сделать себя более презентабельным для короля. Во всем древнем Ближнем Востоке бороды считались нормой, особенно среди «азиатов», таких как израильтяне. В Египте ситуация была другой. Египтяне редко изображались с бородами, и те немногие случаи, когда они изображены с волосами на лице, это обычно фараон, а не его подданные.
Бальзамирование
Отец Иосифа, Яков, был приведен из Ханаана в Египет. После многих лет Яков умер. «И Иосиф приказал своим слугам, врачам, бальзамировать его отца…» (Берешит, 50:2)
Бальзамирование было практикой, уникальной для Египта. Есть только египетские мумии; нет ханаанских, вавилонских, ассирийских или каких-либо других мумий.
Солома для кирпичей
«Идите сами и возьмите солому, где вы ее найдете, но ничего не уменьшайте от вашей работы.» (Шмот, 5:11)
Фараон приказал своим надсмотрщикам и их подчиненным не снабжать израильских рабов соломой, которая была необходима для изготовления кирпичей. Рабы должны были сами найти и нарезать солому и все же обеспечить требуемое количество кирпичей.
Стих говорит нам две вещи, которые не широко известны. Во-первых, что солому использовали при производстве кирпичей в древнем Египте. Это не было практикой в Месопотамии, где использовали обожженную глину, без соломы. В земле Ханаана основным строительным материалом был камень, а не кирпич. Только в Египте кирпичи делали из глины и соломы. Глина, смешанная с соломой, дает кирпичи, которые в три раза прочнее тех, которые сделаны без соломы, потому что жидкости в соломе выделяют гуминовую кислоту и укрепляют кирпичи.
Во-вторых, что был записан учет кирпичей, сделанных рабами. Древний египетский свиток (Кожаный свиток Лувра 1274) говорит нам, что действительно велись учеты кирпичей, сделанных рабами. Свиток критикует «Пахерипеджета, сына Пасера», одного из 40 надзирателей Рамсеса II, который не смог доставить свою квоту в 2000 кирпичей. В нем говорится, что недостаток был связан с тем, что рабы «не могли собрать требуемое количество соломы». В результате рабы были избиты.
Вывод
Примеры, приведенные выше, показывают необычайную точность и детализацию событий и культуры древнего Египта, описанных в Торе. Все эти детали, которые были утеряны в течение веков и восстановлены только современной археологией и египтологией, подчеркивают божественное происхождение Торы.