Этимология
Ушпизин (арам. мн. число אושפיזין, ед. число אושפיזא) – гости.
Определение
Ушпизин – это души семи праведников — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид – которые, согласно каббале, посещают в праздник суккот каждого еврея в его сукке.
Источник
В книге Зогар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».
Порядок посещения ушпизин
Согласно ашкеназкой традиции
У ашкеназов принято приглашать ушпизин в соответствии с порядком их рождения:
- Авраам,
- Ицхак,
- Яаков,
- Йосеф,
- Моше,
- Аарон,
- Давид
Согласно сефардской традиции
У ашкеназов принято приглашать ушпизин в соответствии со сфирот:
- Авраам,
- Ицхак,
- Яаков,
- Моше,
- Аарон,
- Йосеф,
- Давид
Приглашение ушпизин
Ушпизин надо звать все семь дней в то время, когда человек заходит в сукку. Вот, что следует сказать: «Войдите гости высшие, святые, войдите отцы высшие святые, сидеть в тени высшей веры», затем приглашают того высшего гостя, кто, согласно традиции, приходит в этот день, а вместе с ним шесть остальных высших гостей.
Приглашение бедных гостей
Сказано в Зоаре: «Почему необходимо доставлять радость беднякам, приглашая их в свою сукку? Потому что доля небесных гостей принадлежит им, и они должны ее получить. Тот, кто пригласил к себе небесных ушпизин, но не выделил им их долю (не пригласил бедняков к своему столу), останется ни с чем, ибо его гости тотчас встают и говорят (Мишлей, 23): «Не вкушай хлеба недоброжелателя…», а, уходя, добавляют: «Разве вы не видите, что этот стол приготовлен не для нас! Это не стол, накрытый перед лицом Всевышнего!»»
Из этих слов Заора видно, что, для того чтобы удостоиться посещения этих семи гостей, мы должны также приглашать к себе бедных людей.
Пишут рав Моше Кордоверо и другие комментаторы Зоара, что достаточно дать цдаку для бедных, и это будет засчитываться как будто человек пригласил бедных к себе в сукку.