Немного о необычных тайных операциях, этических дилеммах и главном раввине разведчиков.
Израильское ведомство разведки и специальных задач Моссад славится своей бескомпромиссностью, умением наносить удары по врагам Израиля в любой точке мира и способностью внедрять своих агентов даже в самые укрепленные цитадели врага. Точечное устранение иранских высокопоставленных командиров и ученых-ядерщиков, размещение своих агентов в высших эшелонах иракского и египетского правительств и месть террористам — всё это то, благодаря чему доверие граждан страны к своему разведывательному ведомству держится на должном уровне.
Конечно, все вышеперечисленное — классическая работа большинства и других разведывательных агентств мира. Однако в отличие от них Моссад еще участвует в операциях, в определенной степени выходящих за рамки обычного сбора разведывательных данных, да и оборонительных действий тоже.
Например, в 1948 году, вскоре после провозглашения независимости Государства Израиль, перед агентами Моссада стояла задача выследить и устранить всех нацистских военных преступников, так или иначе сумевших избежать правосудия. Хорошо известна история, как был обнаружен Адольф Эйхман. Один из организаторов Холокоста укрылся в Аргентине, его там похитили и вывезли в Израиль, чтобы за свои многочисленные преступления он наконец предстал перед судом.1 Он был признан виновным по всем пунктам обвинения и 1 июня 1962 года казнен через повешение.
Возможно, кто-то скажет, что после войны нацисты, даже настолько высокопоставленные, больше не представляли опасности для еврейского народа и государства, однако привлечение их к ответственности за содеянное рассматривалось Израилем и, в частности, Моссадом как святой долг по отношению к еврейскому народу в целом.
Хорошо известны и другие акции. В своё время второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви поручил Моссаду добыть из сирийского Алеппо древнюю рукопись Танаха, известную как Алеппский Кодекс2, и она была возвращена Израилю. Разведчики ведомства принимали участие и в приобретении свитков Мертвого моря. Согласитесь, поиск древних библейских манускриптов и археологических артефактов не входит в классический перечень задач спецслужб, и, тем не менее, Моссад неоднократно занимался этим и неизменно преуспевал.
За железным занавесом
Израиль осознает свою ответственность за всё мировое еврейство, в том числе за сохранение идентичности нашего народа, поэтому в советское время Моссад помогал финансировать и подпольно организовывать традиционное образование, включая уроки иврита, для живущих за железным занавесом.
Именно это ведомство занималось тайной и рискованной массовой иммиграцией евреев в Израиль из таких стран, как Эфиопия,3 Марокко и Египет. Моссад блистательно провел секретную операцию по спасению эфиопских евреев и их доставке в Израиль.
А совсем недавно он занимался приобретением необходимого медицинского оборудования и сбором всей необходимой информации для успешной борьбы с Covid-19.4 Следует подчеркнуть: ни одна из этих операций не носила военного или разведывательного характера. Это было лишь частью общей стратегии Моссада, чтобы защитить Израиль и в целом еврейский народ.
Раввин Моссада
Еще Моссад уникален тем, что среди разведывательных агентств мира только здесь есть работа для религиозного представителя, собственного раввина. Согласно сообщениям израильских СМИ, он был назначен, чтобы агенты ведомства в Израиле и за границей могли получать необходимые религиозные указания и консультации.5 И это несложно объяснить: большой процент служащих Армии обороны Израиля, вне зависимости от званий, составляют религиозные евреи, а поскольку Моссад нередко вербует будущих агентов из этого контингента, количество соблюдающих евреев в ведомстве постоянно увеличивается. И вполне естественно, что в вопросах еврейского закона и этики им часто нужен совет компетентного раввина.
Кстати, в ЦАХАЛе существует отдельное подразделение капелланов, и в нем я как раз служил, однако для исчерпывающих ответов на этические, юридические и прочие вопросы для агентов Моссада нужен раввин со знаниями и опытом в вопросах безопасности, а кроме того, с высоким уровнем допуска к секретным материалам. Не удивительно, что его галахические постановления и консультации, как и сама его личность, — все держится в тайне.6
Этическая дилемма еврейских разведчиков
Каждому интересно, с какими вопросами может столкнуться раввин разведчиков, не так ли? Когда агент, работающий под прикрытием, живет в чуждой среде, он не должен делать или иметь что-то такое, что могло бы раскрыть его истинную личность. Очевидно, приложение с текстом молитв в смартфоне, тфилин, кипа и субботние свечи — не самое лучшее, что может иметь при себе секретный агент. Выходит, несоблюдение заповедей, употребление некошерной пищи, нарушение Шабата – неизбежная данность для такого сотрудника?..
На самом деле существует множество прецедентов, позволяющих так поступать из соображений безопасности.7 Некоторые случаи даже восходят к библейским временам, например, солдаты на передовой ели некошерную пищу8 и вели войны даже в Шабат.9
Один из самых известных агентов Моссада, Эли Коэн, много лет прожил в Дамаске, передавая важные разведданные Израилю (в мае 1965 года он был схвачен и казнен — добрая ему память!)10 Он жил под личиной светского гражданина Сирии, причем мусульманского происхождения, и полностью соответствовал такой своей легенде.
И вот для примера один из самых простых вопросов: когда агент такого уровня, как Эли Коэн, в кои-то веки получает отпуск и окольными путями возвращается к своей семье, должен ли он планировать время так, чтобы, например, приехать на Рош а-Шана и услышать звук шофара или на Песах, чтобы участвовать в седере? А возможно, в Пурим, чтобы услшать чтение Мегилат Эстер? Какую же из заповедей предпочесть?
Подобный вопрос еще в 16 веке задал главному раввину Египта Давиду ибн Зимра еврей, оказавшийся в египетской тюрьме. Начальник тюрьмы позволил ему покинуть место наказания всего лишь на сутки, и, прежде чем выбрать для этого день, тот решил узнать у раввина, какой же, с религиозной точки зрения, день ему лучше выбрать. На что рабби Давид ибн Зимра ответил, что в таком случае следует выбрать самую раннюю дату из возможных и выполнить первую же возможную заповедь.
Такое свое решение он основал на известном талмудическом принципе, согласно которому нельзя «пренебрегать заповедью».11 Иначе говоря, когда есть возможность выполнить хоть какую-то мицву, мы должны воспользоваться этим шансом безотлагательно, не упуская его. Такая вот еврейская версия знаменитого carpe diem («лови момент»).
Он также сказал, что в подобных обстоятельствах никогда не знаешь, что произойдет с тобой в будущем, представится ли еще возможность исполнить заповедь и будешь ли вообще жив, поэтому нужно действительно ловить момент.12 Могу предположить, что главный раввин Моссада направляет тех, кто к нему обращается, подобным же образом.
Медовая ловушка
Медовые ловушки — это очень популярный прием, который часто можно увидеть в шпионских фильмах. В политических целях, включая шпионаж, используются романтические или сексуальные отношения. Таким образом объект охоты спецслужб заманивается в ситуацию, где его можно похитить или устранить.
Израильский физик Мордехай Вануну, работавший над сверхсекретной ядерной программой Израиля, поехав в Лондон, связался с местными журналистами, собирался раскрыть им подробности своей работы. Там он познакомился с женщиной по имени Синди, соблазнил ее, отправился с ней вместе на вечеринку в Италию — и там был похищен Моссадом, а впоследствии провел 18 лет в израильской тюрьме.13
Дозволено ли такое поведение мужчине или женщине с точки зрения иудаизма?
Выше всех заповедей еврейский закон оценивает спасение жизни. Исключением являются идолопоклонство, убийство и разврат, когда следует предпочесть смерть, чем это совершить. Чтобы спасти свою жизнь, нельзя поклоняться идолам или отступать от веры. Нельзя убивать невинных третьих лиц и совершать инцест или любой вид прелюбодеяния.14
Да, но, если это так, значит, практика «медовой ловушки» верующим запрещена?
В ответ на этот вопрос есть несколько интересных прецедентов, которые упоминаются в Танахе.
Самым известным случаем стала Эстер (хотя поначалу она не имела на то собственной инициативы) — главная героиня истории, благодаря которой впоследствии появился праздник Пурим. Она сумела спасти весь еврейский народ, проживающий в то время на территории огромной Персидской империи. Выйдя замуж за императора Ахашвероша и снискав благосклонность в его глазах, она использовала свое влияние на благо нации.15
Рабби Йехезкель Ландау, один из величайших авторитетов еврейского закона за всю историю Алахи, считал, что в той ситуации поведение царицы Эстер было полностью оправданным. Однако это могло быть применимо только в таких обстоятельствах, когда эффект от спасительной операции затрагивал огромное число людей и «спасал бы весь еврейский народ, мужчин и женщин, молодых и старых».16
Другой прецедент в Танахе относится к Яэль, проявившей невероятную отвагу во время войны против кнаанеев. Армия кнанеев потерпела поражение, и полководец Сисра бежал с поля боя, чтобы на родине перегруппировать оставшиеся полки и возглавить новую атаку.
Его путь пролегал через деревню кейнеев, державших в этой войне нейтралитет. Там его встретила Яэль, супруга его знакомого. В отсутствие мужа женщина дружелюбно пригласила изнуренного полководца в свой шатер (что в обычной ситуации невозможно),17 напоила молоком и уложила спать, а когда он уснул, она вонзила ему в висок кол, пригвоздив к земле.18
Пророчица Двора воспела Яэль и ее героизм.19 Согласно Талмуду, это классический пример величия «того, кто совершает грех во Имя Небес».20 Иначе говоря, в другой ситуации подобные действия считались бы грехом, но в данном случае она следовала святой цели – положить конец кровопролитию.
Убийство из мести
Еще одна моральная проблема, которая может возникнуть перед разведчиком, это идея мести.
Очевидно, что уничтожение террориста, планирующего нападение, или же того, кто вербует новых будущих преступников, финансирует или организует террор, не является убийством из мести. Напротив, это разновидность самообороны. Талмуд наставляет: «Если кто-то пришел убить тебя, встань и убей его первым».21
И, если террорист знает, что за ним будет вестись охота, то даже уйдя на покой и, возможно, сменив сферу деятельности, предпочитая более мирное занятие, он всерьез задумается, прежде чем действовать враждебно. А те, кто помогает ему готовить преступления, больше будут озабочены вопросами собственной безопасности, а не планированием чужих смертей.
Предполагаю, что кто-то может возразить, что пожилой нацистский военный преступник больше не представляет угрозы для еврейского народа, или, наоборот, привести аргумент, что месть тому, кто больше не представляет угрозы, может быть сдерживающим фактором для тех, кто достоин этой мести по логике вещей. Тогда агрессия в отношении нашего народа будет расцениваться как развязывание войны, а, следовательно, возмездие станет оправданным.22
Крупнейший галахический авторитет своего времени Саадия Гаон утверждал, что «желание отомстить было заложено в души людей, чтобы Высший суд над злодеями мог быть осуществлен (в этом мире). Благодаря этому обеспечивается благополучие человечества».23
Очки Эйхмана
Нашей семье выпала честь познакомиться с бывшим агентом Моссада Питером Малкиным, благословенна его память. Он был членом группы захвата, которая когда-то похитила Эйхмана и доставила его в Израиль. Одна из рассказанных им историй для меня стала олицетворением, образно говоря, «еврейского сердца» Моссада.
Схватив Эйхмана и доставив его в конспиративную квартиру, Малкин заметил, что у того нет очков, которые он обычно носил. Не желая оставлять на месте похищения никаких следов борьбы, разведчик решил быстро вернуться, чтобы их забрать.
Найдя очки, Малкин заметил, что сын Эйхмана, Хорст, в ожидании отца, опаздывающего уже более чем на два часа, выглядывает в окно, и испытал жалость к невинному ребенку.24
А позже, получив свои очки, Эйхман спросил разведчика: «Что будет с моим Хорстом?» И Малкин, подразумевая своих племянниц и племянников, убитых нацистами, не мог сказать ему что-то, кроме этого: «А что было с моими Йоселе, Ривкой и Сарале?!.»
Эйхман непонимающе оглянулся на стоящего за ним другого агента и сказал: «Но ведь они были евреями…».
Рассказывая нам эту историю, Малкин признавался, что в тот момент ему потребовалось все его самообладание и вся дисциплина, чтобы тотчас же не убить нациста.
Разница между матёрым и закаленным агентом Моссада, который испытывал жалость и сочувствие к сыну известного нацистского преступника, и самим нацистом, который даже не мог осознать чудовищности своих деяний в отношении еврейских детей, не могла бы быть более наглядной.
Потом я еще неоднократно встречался с Питером Малкиным и могу засвидетельствовать: несмотря на все свое непростое прошлое, в котором было немало насилия, впрочем, вполне оправданного, он никогда не терял сострадания и милосердия к невинным.
Агенты Моссада продолжают выполнять миссию, возложенную на защитников Израиля тысячи лет назад, не только с точки зрения стратегии и безопасности, но и в соответствии со взглядами иудаизма на этические, юридические и моральные аспекты задач, стоящих перед ними. Об этом, кстати, говорит и официальная эмблема Моссада — менора, светильник из Святого Храма, вокруг которой записан стих из книги Притч: «При отсутствии мудрых советов падает народ, а спасение – в силе советника».25
Менора символизирует свет еврейской мудрости и вечность еврейского народа. Наши разведчики помогают государству Израиль еще и тем, что дают советы и рекомендации политическому и военному руководству страны, а также заботятся о благополучии всех своих собратьев.
Сноски
- Питер Малкин и Гарри Штейн, «Эйхман в моих руках», изд. Grand Central Publishing, 1990 г.
- Для более подробной информации см. статью Мордехая Бехера на Aish.com, https://aish.com/the-scandalous-history-of-the-aleppo-codex/
- Раффи Берг, «Разведчики Красного моря: правдивая история фальшивого курорта Моссада для дайвинга», изд. Icon Books, 2021 г.
- Ронен Бергман, «Не очень секретное оружие Израиля в борьбе с коронавирусом: шпионы Моссада», изд. New York Times, опубликовано 12 апреля 2020 г.
- Илан Бен Цион, «Моссад назначает раввина-разведчика», изд. The Times of Israel, опубликовано 17 февраля 2014 г.
- Там же.
- Постановление раввина Аарона Лихтенштейна, цит. рав Авраам Валфиш из Махон Герцог.
- Дварим, 6:1-11, Хулин, 17а, Маймонид, Мишне Тора, Законы о царях и их войнах, 8:1.
- Дварим, 20:20, Шабат, 19a, Маймонид, там же, 6:11.
- Эли Бен-Ханан, «Наш человек в Дамаске», изд. Steimatzky House, 1969 г.
- Псахим, 54б.
- Рав Давид бен Зимра, Респонса Радваза, т. 4, #1087.
- Изд. Independent, Великобритания, опубликовано 21 апреля 2004 г. Изд. Haaretz, «Осужденный за ядерный шпионаж Мордехай Вануну рассказывает о лондонской медовой ловушке», опубликовано 3 сентября 2016 г.
- Сангедрин, 74а.
- Мегилат Эстер, главы 2,5,8; Мегила, 15а.
- Рав Йехезкель Ландау, Респонса Нода Би’Йеуда, Маадура Тинъяна, Йорэ Деа, 161.
- Хорайот, 10б.
- Шофтим, главы 4-5.
- Шофтим, 5:24.
- Хорайот, 10б.
- Брахот, 58а.
- Маараль, Гур Арье, Берешит, 34:13.
- Саадия Гаон, Книга верований и мнений, 10:13.
- К слову, Хорст в вопросах идеологии последовал за своим отцом и стал убежденным нацистским антисемитом. New York Times, 2 июня 1964 года.
- Мишлей, 11:14.