Вопрос:
Уважаемый раввин!
Мы недавно приехали в Израиль. И тут – террор. Почему в Израиле не прекращаются муки и страдания? Ведь это же святая земля! Почему нужно так страдать за нее?
Ответ:
Из слов Талмуда мы видим, что именно потому, что Израиль – святая земля, на ней происходит столько войн и страданий. И сказано там (Брахот, 5а): «Три чудесных подарка дал Творец евреям, и все они приобретаются страданиями: Тора, земля Израиля и Будущий мир». На первый взгляд, непонятно – неужели Творец не может дать подарки без сопутствующих страданий? Но дело в том, что страдания необходимы, чтобы по-настоящему «прилепиться» к этим «подаркам», чтобы, в конце концов, получить от них настоящую пользу и настоящее удовольствие.
Стих в книге Мишлей гласит (14:10): «Сердце знает горечь души, и к его радости не будет никто примешан». Объясняет Виленский Гаон: в будущем, когда у человека будет великая радость, обратятся все органы к сердцу с вопросом: почему оно радуется больше других органов? На что сердце ответит: «А во время трудностей орган больше всех переживал? Не я ли? Поэтому и во время радости я веселюсь больше всех». Трудные времена – это времена настоящих усилий, когда требуется поддержка и помощь. И это приводит к настоящей близости, и поэтому во время радости сердце ликует больше всех других органов.
Сложность возвращения нашего народа в Святую Землю связана с дополнительной духовной причиной. Она приводится в Зоаре (Шмот, Ваэра, 32а): «В течение четырехсот лет стоит ангел-покровитель Ишмаэля и просит у Г-спода: “У того, кто сделал обрезание, есть удел в Твоем Имени?” Ответил (Творец): “Да”. “Но ведь Ишмаэль сделал обрезание – почему у него нет удела в Твоем Имени?” – продолжил ангел. Творец ответил: евреи делают обрезание по всем законам, а потомки Ишмаэля – нет (есть различные законы обрезания, которые мусульмане не выполняют). И более того, евреи делают обрезание на восьмой день, а потомки Ишмаэля долго остаются необрезанными”. Ангел продолжил: “Но все-таки, поскольку он был обрезан, не полагается ли ему хорошая награда за этот поступок?” Г-сподь согласился с этим утверждением. Что Он сделал? Отдалил потомков Ишмаэля от высшей связи (с Творцом) и дал им во владение Святую Землю на все то время, пока евреи будут в изгнании. Все это время земля будет оставаться пустынной. Потомки Эдома будут неоднократно пытаться отнять ее у мусульман, но успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но потомки Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не закончится для них милость Б-жья в заслугу того, что они делают обрезание. И пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну».
Как мы видим, тот факт, что Святая Земля была передана Всевышним в руки потомков Ишмаэля в качестве награды за обрезание, лежит в основе сопротивления, которое они оказывают при возвращении нашего народа на Святую Землю, и дает им силы причинять нашему народу много страданий. Здесь уместно привести мидраш «Пиркей де-Раби Элиезер» (31-ая часть): «Почему называется его имя Ишмаэль (что на иврите означает: “услышь (йишма), Г-сподь (Э-ль)”? Поскольку еще услышит Г-сподь крик Своего народа из-за тех страданий, которые причинят ему потомки Ишмаэля».