Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Благословение на мучные изделия

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Основано на книге рава А. Мендельбойма «Везот а-браха»

Благословение на мучные изделия

Хлеб – это наиважнейший вид пищи, который наиболее насыщает человека, поэтому Тора обязала после его употребления говорить благословение «биркат а-мазон», а до употребления хлеба наши мудрецы постановили говорить особенное благословение «а-моци лехем мин а-арец» («…извлекающий хлеб из Земли»).

На все другие мучные изделия говорят благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья».

Из сказанного в Талмуде мы видим, что есть вид хлеба, на который говорят благословение «мезонот», а не «а-моци», поскольку люди его едят не как трапезу, а в виде перекуса. Этот вид называется «пат а-ба бекиснин».

Разливные виды пат а-ба бекиснин
Разливные виды пат а-ба бекиснин

Среди поским существует три мнения, что такое пат а-ба бекиснин.

  1. Изделия, которые выпечены из теста, замешенного не на воде, а на соке или воде с сахаром и т.д.
  2. Выпечка со сладкой начинкой.
  3. Хрустящие изделия (к примеру, вафли).

Шульхан Арух постанавливает, что все три мнения приняты в качестве алахи. Поэтому на всё, что можно причислить к одному из этих видов, благословение «мезонот».

Изделия, выпеченные из теста, замешенного не на воде

Тесто, замешенное на соке, сахаре, масле, маргарине и т.д.: по мнению Шульхан Аруха, если в готовом изделии чувствуется вкус сока – его благословение «мезонот», это обычай сефардских общин.

По Рамо, если сока, сахара, масла и т.д. в процентном отношении больше, чем воды, – это «мезонот», и это обычай ашкеназских евреев.

Поэтому сладкая хала будет считаться для сфарадим «мезонот», если вкус сока или сахара чувствуется настолько сильно, что отличается от обычного хлеба. Для ашкеназов сладкая хала будет считаться «мезонот» только при условии, что в этой хале в процентном отношении больше сока или сахара (и т.п.), чем воды.

Изделия с начинкой

На выпечку из теста, заполненного разнообразной начинкой (орехи, шоколад и т.д.), если вкус начинки чувствуется в выпеченном изделии, – благословение «мезонот», даже если начинка не была перемешена с тестом.

Из этого следует, что на пирожок из дрожжевого теста со сладкой начинкой (шоколад, джем) произносят благословение «мезонот».

Хрустящие мучные изделия

На такие мучные изделия, которые после выпечки стали сухими и хрустящими, говорят благословение «мезонот». Поэтому на крекеры, соломку и т.п. говорят благословение «мезонот».

Крекеры
Крекеры

Сухари, сделанные из обычного хлеба, которые были высушены в печке или на сковороде, – по всем мнениям благословение «амоци», и они не теряют статус хлеба.

На обычную мацу – по ашкеназскому обычаю говорят благословение «амоци», поскольку на нее устраивают трапезу. Сефарды на протяжении всего года, кроме праздника Песах, говорят благословение «мезонот».

Хлеб, который потерял обычный для хлеба вид

На хлеб нужно говорить благословение «амоци», даже если его раскрошили. Однако если кусочки хлеба величиной меньше «кезайт» сварили в воде или высыпали в горячую жидкость (более 56 градусов), теряют статус хлеба, и их благословение – «мезонот». Поэтому на небольшие сухарики (меньше «кезайт») в горячем супе произносится благословение «мезонот».

Биркат а-мазон на пат а-ба бекиснин

Обычно благословения «а-моци» и «биркат а-мазон» нужно говорить только на хлеб. На другие мучные изделия говорят вначале благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья». Однако если человек пат а-баа бекиснин в большом количестве, ему нужно омыть руки, сказать «а-моци» и «биркат а-мазон», как на обычный хлеб. Поэтому, если человек ест, к примеру, бисквит или крекер или печенье или пирог в большом количестве, он должен омыть руки и сказать «а-моци» и биркат а-мазон.

Что считается «большим количеством»?

Относительно вопроса, что считается большим количеством, существует спор среди законоучителей. Одни утверждают, что это количество, равное объему 4-х яиц (приблизительно 200 граммов), поскольку это считается минимальной трапезой бедняка, жившего во времена Талмуда. Согласно другому мнению, размер трапезы – это количество еды, которое для современного человека считается трапезой. В каждой стране существует своя культура питания, к тому же женщины, пожилые люди и дети потребляют пищи меньше взрослого мужчины. Поэтому размер трапезы для всех индивидуален.

Поскольку относительно вопроса, что считается большим количеством, есть спор поским, следует либо есть пат аба бе киснин меньше 200 граммов и говорить благословение «мезонот», либо есть количество, которое считается для этого человека трапезой, и произносить «амоци» и биркат а-мазон.

Объединение в одну трапезу

Важно знать, что вся еда, которую человек ест вместе с пат аба бе кисанин, объединяется в одну трапезу. Поэтому человек, который собирается съесть крекеры вместе с рыбой, овощами, яйцами и т.д. в количестве, равном трапезе, должен говорить на крекеры «амоци», а после еды – биркат а-мазон, даже если крекеров съел всего лишь «кезайт» (в течение 4-х минут).

Существуют три мнения, в каком именно случае обычная еда объединяется с «пат аба бе кисанин» в одну трапезу.печенье

Первое мнение. Только та выпечка, с которой принято есть обычную еду (например, крекеры), объединяется в одну трапезу. Таким образом, сладкие пироги, которые, как десерт, принято есть отдельно от основного приема пищи, согласно этому мнению, не могут объединяться в трапезу.

Второе мнение. Выпечка, с которой принято есть обычную еду, объединяется в одну трапезу только в том случае, если ее ели в виде гамбургера или сэндвича, или на крекер положили сыр, рыбу и т.п., но если человек ел все по отдельности, – это не объединяется в трапезу.

Третье мнение: даже те виды пат аба бекиснин, с которыми не принято есть остальную еду (например, сладкие пироги, бисквиты), объединяются в одну трапезу и в том случае, если человек ел все по отдельности.

При этом важно знать, что пища, которую принято считать десертом (например, фрукты, йогурт, шоколад и т.д.), не объединяется с пат аба бекиснин в одну трапезу ни по какому мнению.

Во избежание сомнительных ситуаций советуют съесть пат аба бекиснин, затем произнести «меэйн шалош», а после этого есть остальную еду; или, наоборот: вначале съесть обычную пищу, затем сказать «боре нефашот работ», а потом приступить к пат аба бекиснин, – и это не будет считаться одной трапезой. Но если человек знает, что после пат аба бекиснин он будет есть другие виды «мезонот» (например, макароны), ему не следует говорить «меэйн шалош», а лучше все же съесть хлеб.
Divider-Line

На те продукты, которые сделаны из пяти видов злаков (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба – вид пшеницы, который был широко распространен на заре цивилизации), но не являются «пат а-баа бекиснин» (к примеру, различные виды макаронных изделий, блинчики, каши из пяти видов злаков и т.п.), всегда говорят благословения «мезонот» и «ме-эйн шалош», вне зависимости, в каком количестве их едят.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому