«И выросли дети» (Толдот, 25:27).
Тора вечна, и уроки ее вечны. И из недельной главы о Яакове и Эсаве можно извлечь вечный урок. Каждый человек должен задуматься: в чьем лагере он состоит: в лагере Яакова или в лагере Эсава?
Каждое свое дело он должен проверять, деяние ли это Яакова или Эсава?
Как узнать? В чем состоит различие между Яаковом и Эсавом? Их имена намекают на их суть: «Яаков» происходит от слова пятка, конец. А «Эсав», – говорит мидраш, – это тщетность (Берешит раба, 63:8), то есть: это ничтожество, пустота.
На всякое дело, которое человек делает, пусть он внимательно посмотрит и определит: если есть в нем цель и предназначение – это деяние Яакова. А если нет в нем ничего, лишь «так просто», развлечение и рассеяние, суета и пустота – это тщетность, присущая Эсаву, вот и всё.
Обратим внимание: культура Эсава стремится завлечь нас пустым, бесцельным времяпрепровождением.
Девяносто процентов газетных материалов – суета (не говоря уже о том, что многие из них пишут о разврате и, тем самым, отравляют душу); девяносто процентов рекламы – суета! Все предложения принять участие в развлечениях и отдыхе, все спортивные репортажи – тщета, ноль! И в противоположность этому, час молитвы, изучение Торы, чтение Теилим услаждают душу. Оживляют ее, совершенствуют мысли. Освещают день и дают возможность приобрести будущий мир.
У Яакова есть взгляд в будущее – с целью и предназначением, наградой и плодами.
«Благодарим мы Тебя, что дал Ты нам долю среди сидящих в доме учения, и не дал Ты нам долю среди «сидящих по углам» (праздно проводящих время)».
Непрекращающиеся развлечения препятствуют духовному подъему, как сказано, что душа «из Престола Славы высечена, чтобы жить в земле приятной». Что значит «приятной»? Рав, автор книги «Хемдат Исраэль», благословенна память праведника, объяснил это притчей.
История про царя, раб которого преданно исполнял его волю. Как-то в хорошем расположении духа сказал царь рабу: «Пойди в мою сокровищницу и можешь находиться там в течение часа. Всё, что возьмешь оттуда за это время, твоим будет!»
Обрадовался раб и вышел от лица царя.
Через час пришел к царю министр финансов и нашел его огорченным. Спросил министр, чем расстроен царь. Сказал царь: «По доброте своей дал я моему рабу право войти в сокровищницу царства, находиться там целый час и взять всё, что он захочет. А теперь я сожалею о моем обещании. Ведь он может опустошить царскую казну». Сказал ему министр: «С разрешения царя, я улажу этот вопрос, пусть царь удалит тревогу из своего сердца».
А раб приготовил огромный мешок, чтобы наполнить его сокровищами, и пошел в царскую казну. Открылись перед ним ворота. Он вошел и остановился, пораженный. На входе в сокровищницу, на площадке, от которой шли проходы к комнатам с драгоценными камнями и украшениями искусной работы, была поставлена разукрашенная сцена, и на ней разыгрывалось захватывающее представление. Лучшие артисты, певцы и музыканты, давали представление, смешное до слез. От их номеров останавливалось дыхание.
Раб стоял, открыв рот, увлеченный представлением, и не сдвинулся с места, пока чья-то рука не взяла его за плечо: «час прошел»…
И тут погас свет, артисты сошли со сцены, и двери закрылись за ним.
Спускается душа в этот мир, чтобы собрать бесчисленные сокровища Торы и заповедей. Но чтобы соблюсти свободу выбора, существуют в этом мире многочисленные развлечения, притягивающие сердце и веселящие глаз. «Приятная земля» отдаляет от сокровищ. И очень многие прикованы к месту, захвачены волшебством мгновения, а их мешки остаются пустыми.