Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Возвышенность мысли

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«Вот учение о всесожжении, оно поднимается на костер»

Ваикра (6:2)

«Сказал раби Шимон бар Йохай: Всесожжение приносится только из-за помыслов сердца» (Ваикра Раба, 7:3). Распространено мнение, будто бы исправить греховное действие труднее, чем греховную мысль. Поэтому так удивительно, что жертва, приносимая из-за мысли, целиком сжигается для Б -га, тогда как другие жертвы, искупающие поступки, частично отдаются коэнам.

Раби Яаков Сакли (ученик Рашбы) в книге «Торат а-Минха» объясняет, что исправление греха измеряется уровнем греха. Всесожжение приносится за помыслы сердца, а мудрецы сказали в трактате Йома (29б): «Помыслы греха жестче самого греха». Ведь они приносят вред мысли, которая исходит от разума и души. А мысль более духовна и возвышается над греховным поступком, совершаемым материальными частями тела. В святом Зоар говорится, что тело человека соответствует верхним мирам, а мозг соответствует чертогу Царя, святому святых. Испортивший свои мысли словно установил истукана в святилище. В таком случае и искупление за подобный помысел должен быть духовным и полностью возноситься к Всевышнему, в отличие от других жертв, искупающих греховные действия.

Впрочем, нам всё еще необходимо разобраться: каким образом греховные помыслы, невоплощенные в действии, могут быть тяжелее, чем совершение самого греховного поступка? Если присмотреться внимательно к выражению мудрецов, у нас не останется трудностей. Они ведь не говорят, что греховные помыслы требуют более сурового отношения (хамурим), но лишь что они «жестче» (кашим).

В чем различие между жестким стволом и мягким стеблем? Стебель легко вырвать, а ствол выкорчевать не каждому под силу. Наши мудрецы говорят не о наказании и суровости, а о последствиях и вреде. Ясно, что действие требует более строгого отношения, чем мысль, но вред, испытания и досада, которые навлекают на человека помыслы, – тяжелее. Греховный поступок имеет начало и конец, тогда как помыслы окутывают человека бесконечно и пускают в нем корни, которые трудно выкорчевать. Они заставляют его опуститься в такие миры, куда бы он никогда в жизни не попал, да и не собирался попасть. И даже если он попадет туда, то откроет, насколько удовольствие от греха далеко от того, что он себе представлял.

Есть еще одна причина, о которой пишет «Нефеш а-Хаим»: совершающий греховный поступок знает о своем действии, сердце его сокрушено, и он раскается перед Творцом. Тогда как того, что согрешил лишь в мысли, совесть не мучает, а злое начало шепчет ему: «Что такого ты сделал? Всего-то подумал несколько мыслей…» И так он повторяет свой грех снова и снова.

И действительно, очень трудно и почти невозможно воевать с мыслями. Единственный совет – сразу же переключить внимание на другие темы, лучше всего – на слова Торы.

Объяснение простое: человек не в силах размышлять на несколько тем одновременно. Когда он обращает сердце к положительным вещам, уже не остается места для всего отрицательного.

Этот совет настолько важен и эффективен, что Рамбам приводит его в книге по Алахе «Мишне Тора» (Запрещенные половые связи, 21:19): «Если придет дурной помысел, пусть отвлечет сердце от пустых и порочных вещей на слова Торы, которая есть любимая лань и прелестная серна». В конце он пишет следующее: «Пусть приучит себя отдаляться от смеха и пьянства и обратит себя и свои мысли к словами Торы, расширяя разум мудростью. Ведь нечистая мысль усиливается лишь в сердце, свободном от мудрости».

На это содержится намек в стихе: «Вот учение о всесожжении». Всесожжение называется «ола», дословно «поднимающаяся». Это учение об отрицательной мысли, которая возникает в уме человека. «Она поднимается на костер на жертвеннике» – едва лишь она появилась, ее необходимо сжечь и уничтожить. Ведь мозг человека подобен жертвеннику, и он в силах сжечь плохую мысль и перейти к хорошей.

Но как ему это удастся? «И огонь жертвенника да будет гореть на нем» – это святая Тора. Она подобна огню жертвенника, когда ею занимаются. Она будет гореть и сожжет плохую мысль.

Этот подход отличается от способа избавления от других грехов. В случае с ними часть исправления состоит в том, чтобы помнить о том, насколько они вредны, по принципу «Грех мой передо мной всегда» (Теилим, 51:5). Но если человек согрешил помыслом сердца, всё наоборот: исправление состоит в том, чтобы, насколько это возможно, отвлечь разум от дурных мыслей. Чем больше совершаешь таких грехов, тем больше вреда причиняешь себе.

Основываясь на этом выводе, автор книги «Шем ми-Шмуэль» прекрасно объясняет различие между всесожжением птицы, у которой голову отделяют от тела, как написано: «И отломит ей голову, и воскурит на жертвеннике» (1:15), и птицей, приносимой в качестве грехоочистительной жертвы, о которой сказано: «Пусть не отделяет» (5:8).

Чтобы объяснить разницу, рав задает вопрос: мысли возникают в голове, в мозгу, почему же тогда раби Шимон бар Йохай использует выражение «помыслы сердца»? Да и в самой Торе написано: «И всё начало помыслов сердца его – лишь зло целый день» (Берешит, 6:5) . Почему это «помыслы сердца», а не «помыслы мозга»? Ведь, по правде говоря, мозг и его мысли не находятся во власти человека. Такова природа мыслей – они быстро “пробегают” в мозгу, и человек почти не способен предотвратить появление нежелательной мысли. А поскольку Всевышний не издевается над Своими творениями, основная претензия к человеку возникает, когда он не отвергает плохую мысль, а продолжает держаться за нее, пока она не оседает в его сердце. Это уже полностью во власти человека, и из-за этого ему требуется раскаяние и искупление. Вот почему мудрецы говорят, что всесожжение приходит как искупление «помыслов сердца», а не «помыслов мозга».

Теперь ясно, почему коэн во время принесения жертвы всесожжения, искупающей помыслы сердца, отделяет голову от тела. Это показывает, что основной вред и претензия к человеку – в том, что он “протянул” мысль из мозга в сердце, не разделив между ними. В отличие от этого, грехоочистительная жертва приносится за грехи, совершенные по ошибке. Это действия, выполненные разными частями тела без ведома головы. Здесь идея искупления противоположная – нужно соединить действия тела с мозгом, чтобы больше не ошибаться. Поэтому у такой жертвы голову не отделяют.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому