«И сделай священную одежду для твоего брата Аарона к славе и великолепию» (28:2).
Коэны ходили облаченными в четыре вида одежды – рубаху, штаны, пояс и головной убор. Главный коэн добавлял к этому еще четыре – риза из синей ткани, окаймленная колокольчиками, нагрудник из золота с драгоценными камнями, эфод и золотая полоска на лбу.
Рабейну Бехайе пишет, что это великое чудо – множество коэнов служили на открытом дворе на вершине Храмовой горы, холодной иерусалимской зимой, каждый из них был одет лишь в одну льняную рубаху, и стоял босиком на холодном мраморном полу. И как только они не умирали от холода?!
Возможно, ответ мы найдем в следующей притче. Солдат царской армии стоял на страже, был лютый мороз, и у него отмерзли уши. Его отдали под трибунал и приговорили к избиению палками. Почему? Потому что у солдата царской армии кровь должна кипеть, когда он стоит на страже.
Это притча, а смысл ее понятен… Кровь еврея должна кипеть внутри него и заставлять его бежать и «хватать» еще и еще больше Торы и заповедей.
Из следующего рассказа мы сможем увидеть, что еврей, старающийся ухватить заповедь, идущую к нему в руки, и не упускающий ее, удостаивается спастись от всех врагов.
После известной поездки раввинов Иерусалима по поселениям страны Израиля рав Моше Паруш основал религиозную школу для детей в поселении Явниэль. Сначала он переехал жить в Явниэль без семьи, а спустя какое-то время, накануне Суккота в 5677 году (1917), вернулся на праздник в Иерусалим, намереваясь сразу же забрать свою семью в Явниэль.
В ту пору в Иерусалиме царил большой голод. Накануне Ошана Раба рав Паруш проходил в районе Меа Шеарим и увидел, как жены выдающихся мудрецов города торгуют подушками, простынями и одеялами, чтобы заработать денег на еду к празднику. Одна из них – жена раби Йосефа Саланта – у которой уже не осталось подушек и прочих товаров на продажу, предложила ему купить спички. Рав Моше не нуждался в спичках и продолжил свой путь. Но вскоре после этого он остановился и подумал: если эта почтенная женщина стоит на улице и продает спички, нельзя не купить их и не дать ей денег, чтобы она могла приобрести еду к празднику. Он вернулся, купил коробок спичек и положил его в карман.
После Симхат Тора он нанял телегу, которая должна была отвезти его в Явниэль. На нее были погружены все домашние вещи и мебель. Телега отправилась в путь – в направлении горы Цофим. Иерусалим был окутан ночной мглой, это было военное время. На улицах не было никакого освещения. И когда телега поднималась по склону горы, ее тряхнуло, и один из предметов мебели сдвинулся и упал на землю. Шум от падения вызвал тревогу у солдат турецкой армии, стоявших на страже неподалеку. Они стерегли дорогу, чтобы отлавливать сбежавших дезертиров. В те дни, если такой дезертир попадался в их руки, он получал страшные побои, и многие даже расставались с жизнью из-за этого. Солдаты задержали рава и стали кричать на него, желая узнать, откуда он сбежал. Рав Паруш ответил, что он гражданин Америки, но они не обратили на его слова никакого внимания и стали тащить его в сторону тюремной камеры в Старом Городе, избивая палками. В этом месте его ожидали новые побои, которые могли стоить ему жизни. Рав Моше просил их взглянуть на его американский паспорт, лежащий в кармане. Но поскольку на улице не было никакого освещения, сделать это было никак невозможно. Вдруг он вспомнил о коробке спичек в кармане. Он зажег спичку и показал им паспорт. Турецкие солдаты были смущены, увидев его, и отпустили рава восвояси…
Получается, что даже те копейки, на которые он купил спички у жены мудреца, оказались способны спасти ему жизнь.