Разница в том, как мы вращаем севивон, ханукальный волчок, и пуримскую трещотку, раскрывает нам глубокие знания о природе этих двух замечательных праздников.
Наверняка вы не раз обращали внимание, что праздники Ханука и Пурим чем-то похожи.
— Тот и другой установили мудрецы.
— Оба имеют статус полупраздников — когда необходимо выполнять специальные заповеди, но при этом нет таких запретов, как в Шабат и Йом Тов.
— В молитвах произносят особую вставку Аль а-Нисим.
— А еще неотъемлемые атрибуты и Хануки, и Пурима игрушки: ханукальный волчок и трещотка, шум которой заглушает имя злодея Амана.
Этими игрушками пользуются не только дети, но и взрослые. Однако их по-разному используют: волчок мы вращаем, закручивая рукой его выступающую сверху часть, а трещотку держим за нижнюю часть и с ее помощью делаем так, что начинает вращаться верхняя.
Это сходство и отличительные особенности мы не можем считать случайными. И то, что отличает, на самом деле несет в себе очень глубокий смысл — можно постараться извлечь из него урок.
Раввин Цви Элимелех Шапира (18 в.), автор книги Бней Исахар, объясняет это следующим образом: Всевышний постоянно хочет даровать Своему народу только обильные благословения, но от нас требуется это «спровоцировать» — начать «вдохновлять Бога снизу». И, если таким образом мы создадим отверстие размером с игольное ушко, то Бог, в свою очередь, ответит «открытием ворот в большой банкетный зал». (Шир а-Ширим Раба, 5:3)
Другими словами, если мы готовы сделать хотя бы один первый шаг — пусть незначительный, например, совершая какие-то добрые дела, Всевышний ответит нам взаимностью и изольет с Небес Свою доброту, не знающую границ. Даже благодаря небольшому количеству Торы, раскаяния и заповедей в нашей жизни мы можем открыть врата Небес и позволить Богу творить для нас чудеса.
Пурим: снизу вверх
Во времена Пурима, когда жизнь еврейского народа висела на волоске, опасность объединила людей в искренней молитве и в раскаянии. Так был создан импульс вдохновения снизу, достойный того, чтобы Бог исполнил свое обещание.
Коллективные усилия евреев, направленные на отмену сурового указа, изданного против них, успешно достигли небесных ворот и распахнули их, позволив множеству скрытых чудес открыть путь к спасению.
Огромная сила покаяния со стороны еврейского народа способствовала тому, что злодей Аман впоследствии был уничтожен.
И поэтому, читая в Пурим Мгилат Эстер, мы вращаем трещотку, когда звучит имя Амана, держа ее снизу — чтобы с гордостью продемонстрировать, что еврейский народ сам инициировал защиту Небес: сначала вращается нижняя часть, и только затем начинает крутиться верхняя.
Ханука: сверху вниз
Однако в Хануку наши молитва и раскаяние не были настолько искренними. В защиту еврейских ценностей выступила лишь горстка Хашмонаев, в то время как большая часть нашего народа оказалась не с ними – часть на стороне захватчиков и часть поддерживала молчаливый нейтралитет. Община сынов Израиля не смогла продемонстрировать необходимое «вдохновение снизу», чтобы вызвать в ответ обильное благословение с Небес.
И все же — несмотря ни на что — Бог по милости Своей осыпал нас чудесами. К нашему великому счастью, Он послал нам вдохновение Свыше, хотя мы и не заслуживали Его явного участия. Благодаря череде чудес мы вышли победителями из столкновения с греческой империей; заново освятили великий Иерусалимский Храм и зажгли масло, которое невероятным образом горело целых восемь дней вместо одного – пока не приготовили новое масло.
Во время Хануки мы достаем севивоны, на которых начертаны первые буквы слов «Нес Гадоль Хая Шам» — «Великое чудо случилось там». Мы веселимся, играя в волчок, вращая его, взяв за верхнюю часть — чтобы постоянно напоминать себе, что Ханука была тем временем, когда чудеса приходили безвозмездно со стороны Всевышнего и Он даровал Свое бесконечное сострадание Своему народу без наших особых усилий.
Итак, в Пурим процесс взаимодействия с Богом начинался снизу, а в Хануку — сверху.
Правила игры
Это различие столь же наглядно и в том, как мы играем с этими праздничными атрибутами.
Игра в дрейдл обычно азартная — на деньги, конфеты и т.д. Если волчок приземлится на «гимель», победитель заберет себе весь «банк», если на «шин», деньги придется отдать — словом, человек оказывается во власти судьбы, которая полностью вне его контроля.
Точно так же мы не можем быть уверены в том, как долго будет продолжаться само вращение. Если мы не предпримем первого шага, чтобы запустить действие Божественного обещания отвечать нам на наше добро еще большим добром, мы поставим себя в шаткое положение, когда остается только надеяться на то, что Всевышний смилуется и пошлет нам незаслуженное чудо.
И, напротив, во время Пурима мы сами управляем трещотками, наполняя синагогу шумом. Этим мы демонстрируем, что помним о падении злодея Амана.
Подобно тому, как какофония, издаваемая нашими трещотками, очень неприятна для ушей, наши пост, плач и искреннее покаяние тоже не всегда могут выглядеть такими уж привлекательными. И тем не менее, они приводят к нужному результату. Когда мы выполняем свою роль, мы можем быть уверены, что Бог выполнит Свою. И, в конце концов, в отличие от ханукального волчка, который вращается сам по себе, продолжительность вращения трещотки контролируется нами.
Как отражается в молитве
Это различие прослеживается и в контрасте молитв двух праздников.
После общей вставки Аль а-Нисим, о которой мы упоминали в самом начале этой статьи, следует заметно отличающееся продолжение, для Хануки оно одно, для Пурима другое.
В изложении ханукальных событий сказано, например, что в те времена Бог заступился за евреев, когда они были в беде, и мстил за них.
Однако в благословении, которое произносим в Пурим после чтения Мгилат Эстер, мы вместо этого видим: «Благословен Ты… Который боролся за нас, судил за нас и наказал врагов наших».
Чтобы считать события Пурима нашей битвой, нашей войной и нашей победой, мы должны были взять на себя важнейшую инициативу. Именно в Пурим мы, как единый народ, предприняли определенные коллективные действия в искренней попытке вдохновить и пробудить в Боге безграничную милость и сострадание. Все евреи Шушана в едином порыве провели несколько дней в глубокой и искренней молитве и раскаянии.
В противоположность этому чудо в войне с греческой армией, во много раз превосходящей по числу воинов, было абсолютным подарком от Всевышнего в ответ на самоотверженную жертву всего лишь нескольких людей.
Давайте постараемся прямо сейчас, пока празднуем Хануку, начать вдохновлять Бога снизу. Мы должны делать все возможное, чтобы объединиться как народ, при этом используя во благо свою индивидуальность, чтобы расти во всех областях духовности, и, надеюсь, тогда мы сможем вызвать Божественную милость и чудеса — уже заслуженно.
Давайте постараемся усилиться в исполнении заповедей и добрых дел, станем уделять больше времени молитве — и в конце концов начнем… крутить севивоны вверх ногами!