И говорил Б-г Моше, сказав: «Возьми посох и собери об- щину, ты и Аарон, брат твой, и говорите к скале на глазах у них, и даст она воды её, и извлечёшь им воду из скалы, и на- поишь общину и скот их». И взял Моше посох, с [места его] перед Б-гом, как повелел Он ему. И собрали Моше и Аарон общину к скале, и сказал им: «Слушайте же, непокорные, не из скалы ли этой извлечём для вас воду?!» И поднял Моше руку свою, и ударил скалу посохом своим дважды, и вытекли воды обильные, и пила община и скот их. И сказал Б-г Моше и Аарону: «Поскольку не поверили вы Мне, чтобы освятить Меня на глазах у сынов Израиля, потому не приведёте об- щину эту в Землю, которую дал Я им!» Это Воды Распри, где спорили сыны Израиля с Б-гом, и был Он освящён в них.
(Бемидбар 20:7-13)
Воды Распри были испытанием для Моше и Аарона, испытанием, в котором они не смогли выстоять. Из-за этого происшествия Моше и Аарон не удостоились войти в Землю Израиля.
В чем провинились Моше и Аарон?
Вопрос, в чём именно провинились Моше и Ааарон, не давал покоя всем комментаторам Торы. Разве добыть воду из скалы с помощью посоха меньшее чудо, чем с помощью слова? В чём, собственно говоря, состоял их грех?
Мнение Раши
Раши говорит следующее (Раши Бемидбар 20:12 со слова «леакдишени»):
Если бы вы говорили со скалой, и она дала воду, я стал бы святым в глазах всей общины, и говорили бы: «Как скала эта, которая не говорит, не слышит и не нуждается в пропитании, исполняет слово Все- вышнего, тем более мы [должны поступать так]».
Рамбан спорит с объяснением Раши и говорит (Рамбан Бе- мидбар 20:8 со слова «Ведибартем»):
Это метафора, она, однако, не объясняет [буквальный смысл сказанного]. Поскольку Творец повелел «возьми посох», предполагалось, чтобы ударил им. И если бы желал (Б-г) лишь речения, какая [нужда в] посохе этом в руке его (Моше)? И также в наказаниях Египта, где сказано (Шмот 7:15): «И посох, который превратился в змея, возьми в руку твою» и это [повеление было дано] для того, чтобы ударить им. А иногда говорится «протяни руку твою», и имеется в виду ударить посохом, поскольку писание выражается кратко в отношении сообщённого ранее. И чудо не больше в речении, чем в ударе, поскольку всё [это] одинаково для скалы. И ещё, почему сказано об этом (Дварим 32:51) «изменили вы Мне»? И [исполнение] повеления говорить к скале упоминается в рассказе о происшествии, Он заповедовал, чтобы сказали, а она (скала) услышала, поскольку, (на самом деле), это Б-г извлекает воду из скалы этой, подобно тому, как (Йеошуа 24:27) «он (камень) слышит все речения Б-га». И так и сделали, как было сказано (Бемидбар 20:10): «И собрали Моше и Аарон об- щину к скале, и сказал им…» И вот, скала слышит сказанное всем.
Мнение Рамбама
Рамбам полагает, что грехом Моше было проявление гнева, неподобающее его уровню (Рамбам, Введение к комментарию на Авот 4):
И грех его, мир ему, в том, что он отклонился (от золотой середины) в сторону одной из крайности в одной из черт характера, а именно — терпеливости, когда склонился в сторону гневливости, сказав: «Слушайте же, непокорные» (Бемидбар 20:10). Строг был с ним Святой, благословен Он, поскольку не подобает человеку такому, как он (Моше), быть гневающимся на глазах у общины Израиля, там, где нет места гневу. И подобное этому для че- ловека такого, как он — осквернение имени Б-га, поскольку все учатся на поступках его и речи его, все учатся на них и жаждут достичь с их помощью счастья в этом мире и будущем. И как могут видеть в нём гневливость, являющуюся одним из дурных действий и происходящую исключительно из дур- ных качеств души.
Мнение Рабейну Хананеля
Рабейну Хананэль пишет (Рамбан Бемидбар 20:8 со слова «Ведибартем»):
Грех в сказанном ими: «Не из скалы ли этой извлечём для вас воду». Подобало сказать им: «Из- влечёт Б-г вам воду», подобно тому, как сказали (Шмот 16:8): «Когда даст Б-г вам вечером мясо есть…» И так же во всех чудесах известных. По- скольку Б-г делает их (чудеса) удивительно. И, воз- можно, думал народ, что Моше и Аарон в мудрсти своей извлекли им воду из этой скалы. И [об] этом [говорится] (Дварим 32:51): «Не освятили Меня». А в первом проишествии с утёсом сказано (Шмот 17:6): «Вот Я стою перед тобой там на утёсе в Хореве», и семьдесят старцев видят облачный столп, стоящий над утёсом, и чудо становится общеиз- вестным, ибо деяние Б-га великое это, но здесь не видели ничего и ошиблись из-за сказанного Моше и Аароном.
Мнение Рамбана
Сам Рамбан даёт следующее объяснение (Рамбан Бемидбар 20:8 со слова «Ведибартем»):
… и снова сказал: «и извлечёшь им воду из скалы» — пока ещё ты будешь там, извлеки им воду из скалы, чтобы все увидели её проистекающей [из скалы]. «И напоишь общину и скот их» — прикажи им пить перед тобой, всё это для того, чтобы сделать чудо общеизвестным. А в самом происшествии не упомянуто «и напоил общину и скот их», но сказано «и пила община и скот их», поскольку от большой жажды, когда увидели обильные воды текущие, сразу бросились к потоку и пили.
Как считает Рамбан, недостаток в освящении имени Всевышнего состоял в том, что не все стали свидетелями чуда. В своём комментарии Рамбан очень пространно объясняет весь отрывок.
По моему скромному мнению
По моему скромному мнению, если бы не комментарии мудрецов предыдущих поколений, которым мы, в лучшем случае, лишь в подмётки годимся, можно было бы объяснить сказан- ное иначе.
Обратим внимание на то, как именно Всевышний повелевает Моше взять посох (Бемидбар 20:7-9):
И говорил Б-г Моше, сказав: «Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите к скале на глазах у них, и даст она воды её, и извлечёшь им воду из скалы, и напоишь общину и скот их». И взял Моше посох, с [места его] перед Б-гом, как повелел Он ему.
Моше должен был взять посох не для того, чтобы совер- шить чудо. Всевышний лишь повелевает вынести посох с его места перед Б-гом. Иначе говоря, Моше должен был забрать посох из Мишкана, куда он был помещён после происшествия с Корахом, когда посох этот расцвёл чудесным образом, как рассказывается в Торе (Бемидбар 17:16-26):
И говорил Господь Моше, сказав: «Говори сынам Израиля и возьми у них по посоху от отчего дома от всех вождей их по отчим домам их, двенадцать посохов, каждый имя своё пусть напишет на посохе его. А имя Аарона напиши на посохе Леви, ибо один посох от главы дома отчего их. И положишь их в шатре собрания пред свидетельством, где встречусь Я с вами. И будет: муж, которого Я изберу, посох его расцветёт, и избавлю Себя от жалоб сынов Израиля, которые они обращают на вас. И говорил Моше сынам Израиля, и дали ему все вожди их по посоху от вождя отчего дома их, двенадцать посохов, и посох Аарона среди посохов их. И положил Моше посохи пред Б-гом в шатре свидетельства. И было назавтра, и пришёл Моше в шатёр свидетельства, и вот расцвёл посох Аарона дома Леви, и пророс цветок, и показалась завязь, и созрели [орехи] миндаля. И вынес Моше все посохи от Б-га ко всем сынам Израиля, и увидели они, и взял каждый посох его. И сказал Б-г Моше: «Верни посох Аарона пред свидетельством на хранение знаком для придерживающихся бунта, и прекратятся жалобы их на Меня, и не умрут они. И сделал Моше, как повелел Б-г ему, так и сделал.
Всевышний повелел Моше взять именно посох, который расцвёл, и был помещён на хранение перед Всевышним. Тот самый посох, который должен был положить конец всем жа- лобам евреев. Жалобы эти, однако, возникли снова.
Посох и недостаток веры идут рука об руку. Когда Моше сказал (Шмот 4:1): «Ведь не поверят мне», Всевышний ответил ему:
И сказал ему Б-г: «Что это в руке твоей?», — и сказал (Моше): «Посох». И сказал (Б-г): «Брось его на землю», и бросил его на землю, и стал (посох) змеем, и спасался Моше от него. И сказал Б-г Моше: «Протяни руку твою и ухватись за хвост его», и протянул руку его, и схватил его, и стал посохом в его руке. «Чтобы поверили они, что явился тебе Б-г, Г-сподь отцов их, Г-сподь Авраама, Г-сподь Ицхака и Г-сподь Яакова». (Шмот 4:2-5)
Один вопрос, однако, требует ответа. Какой именно посох Б-г повелел Моше вынести из Мишкана: посох Моше или посох Аарона?
Раби Авараам ибн Эзра пишет (Ибн Эзра Бемидбар 20:9), что имеется в виду посох Моше. Если бы не сказанное им, вполне можно было бы предположить, что речь идёт о посохе Аарона.
Посох Моше являлся отголоском явных чудес, посредством которых Всевышний вмешивался в судьбу еврейского наро- да и руководил им во время исхода из Египта и «рассечения» Красного моря. С другой стороны, во время чуда с перепелами и тогда, когда земля поглотила общину Кораха, чудо происходило по слову Всевышнего, которое передавал Моше без использования посоха.
Если прав Ибн Эзра, почему Моше здесь снова должен взять посох, находящийся на хранении перед Б-гом, для того чтобы говорить со скалой? Непонятно также и то, на основании чего Ибн Эзра заключает, что речь идёт о посохе Моше: ведь единственным посохом, о котором прямо сказано, что он хранился в Мишкане, был именно посох Аарона?
В свете сказанного лично мне ближе объяснение «Кли Якар» («Кли Якар» Бемидбар 20:8), сказавшего, что речь здесь идёт о посохе Аарона, а не о посохе Моше. Если так, замысел Всевышнего состоял в том, чтобы ещё раз показать еврейскому народу этот посох. Евреи должны были понять, что подобно тому, как сухая палка способна цвести и плодоносить по слову Всевышнего, также и скала способна дать воду по Его слову.
Можно дать и более глубокое объяснение этому отрывку. Можно сказать, что, по сути своей, испытание в Мей Мерива было дилеммой, с которой нередко сталкивается в своей жиз- ни не только частный человек, но и целое общество. Представим себе человека, изо дня в день зарабатывающего себе на жизнь, который внезапно оказывается безработным или ли- шается уверенности в будущем. Таковым было и испытание еврейского народа в Мей Мерива. До сих пор еврейский народ сопровождал чудесный колодец, обеспечивавший их водой на всём протяжении их скитаний по пустыне, и вдруг со смертью Мирьям колодец этот иссякает. В данной ситуации цветущий посох Аарона должен был показать, что события, выглядевшие безысходными, подобно лишённому жизни куску древе- сины, могут дать неожиданные плоды и стать ключом к бес- прецедентному спасению.
Вспоминается речь, произнесённая Стивом Джобсом в Стэнфордском университете. Джобс рассказал о различных испытаниях, выпавших на его долю, о том, как его уволили из основанной им компании «Эппл», и о том, что после увольнения он долго не знал, что с собой делать. В конце концов, его увольнение оказалось той самой вещью, которая позволила ему найти себя и более полно реализовать свой потенциал.
В свете сказанного понятно, что, ударив по скале посохом, Моше изменил смысл, заложенный в него Всевышним, и исказил, таким образом, заповедь Всевышнего. Моше превратил посох, символизирующий рост и надежду, символ веры в милосердие Всевышнего, обеспечивающего человека всем необходимым, в символ наказания и упрёка, символ отмены природного порядка вещей, которым являлся его собственный посох.
События, описанные здесь, показывают нам еврейский народ в состоянии полной беспомощности, утраты веры в Б-га и в собственное будущее. Евреи отчаянно надеятся на то, что всё
останется как прежде, даже если прежде всё происходило чудесным образом. Люди способны привыкнуть даже к чудесам.
Каждому поколению даны свои наставники и свои мудрецы. Поколение, вышедшее из Египта, нуждалось в чудесах, в посохе и связанным с ним стилем руководства. Поколение, которому предстояло войти в Землю Израиля, однако, нуждалось в руководстве, основанном на речи, на естественном ходе вещей, без посоха. Чудо — это исключительное происшествие, нарушающее природный порядок. Чудеса, которых следует ожидать от Земли Израиля, — это чудеса, маскирующиеся под природу. Чудеса, подобные чудесам, связанным со Шмитой (Ваикра 25:18):
И делайте по уставам Моим, и законы Мои соблюдайте, и делайте по ним, и поселитесь на земле надёжно. И даст земля плоды её, и будете есть досыта, и будете жить надёжно на ней. А если скажете: «Что будем есть в седьмом году: ведь не будем ни сеять, ни убирать урожай наш? Я повелю Моё благословение вам в шестом году, и он принесёт урожай на три года. И посеете вы в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до прихода урожая его будете есть старое.
Если бы Моше вошёл в Землю Израиля, ему бы пришлось расстаться со своим любимым посохом, стать проще и руководить сынами Израиля только с помощью чудес, скрывающихся за будничным.
В этой связи уместна притча о советнике царя. У этого советника была возможность ежедневно встречаться с монархом и беседовать с ним, сколько пожелает. Однажды царь повелел ему уехать в некое царство, чтобы стать там послом. Теперь вместо ежедневных встреч советник попадал бы на аудиенцию к царю лишь раз в год. Несомненно, советник этот воспримет новое назначение, как понижение в чине и знак ослабления своего влиянии при дворе. Именно поэтому Всевышний не хо- тел пускать Моше в Землю Израиля, чтобы не обидеть его и не умалить его почёт. А этого не могло не произойти в свете необходимости в ином стиле правления, связанном со сменой поколений, — уходом поколения пустыни и начала эры Земли Израиля.