Что такое Десять Заповедей?
Десять Заповедей (עשרת הדברות — Десять Речений, или Декалог) – это заповеди, которые были записаны Творцом на Скрижалях Завета и переданы Моше и всему народу Израиля на горе Синай. После того как Моше разбил первые скрижали, он получил указание Творца высечь эти заповеди на новых скрижалях.
Какие заповеди входят в Декалог
Вот Десять Заповедей, как они записаны в главе Итро (Шмот, 20:1-17).
- «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
- «Да не будет у тебя богов других, кроме Меня».
- «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту».
- «Помни день субботний, чтобы освятить его».
- «Чти отца твоего и мать твою».
- «Не убивай».
- «Не прелюбодействуй».
- «Не кради».
- «Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным».
- «Не домогайся».
Объяснение Десяти Речений
«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».
Пишет Рамбам в своей Книге Заповедей, что эта (1-ая повелительная) заповедь — «верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее».
В труде Мишне Тора (Законы Основ Торы, 1:1, 5) он также пишет: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все, что есть; и все существа на небе и на земле, а также что между ними не существует иначе, чем в силу истинности Его существования… Этот Сущий — Бог мира, Господин всей земли. И Он управляет Вселенной силой, которой нет конца и ограничения, силой непрерывной, так как Вселенная находится в постоянном движении, а это невозможно без Движителя; и Он, Благословенный, управляет ею не рукой и не телом. И знание этих вещей – повелительная заповедь, как сказано: «Я Господь, Бог твой»».
«Да не будет у тебя богов других, кроме Меня».
Пишет Рамбам в Книге Заповедей (1-ая запретительная), что этим Тора запрещает верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Творца.
В эту заповедь входит обязанность осознавать, что для Бога нет никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны, и нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире. Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения.
Рамбам в своем труде Мишне Тора (Законы Основ Торы, 1:6) пишет следующее: «И каждый, кто допускает мысль о существовании другого бога, нарушает запрет, как сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» (Шмот, 20:3; Дварим 5:6), — и отрицает основы веры, так как это фундаментальный принцип, от которого зависит все».
«Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту».
Тора запрещает напрасно класться. Пишет Рамбам (Книга Заповедей, 62-я запретительная): «Имеется в виду клятва, противоречащая реальности (например, в середине дня человек клянется, что сейчас ночь), клятва, подтверждающая существование того, что не может существовать, а также обязывающая преступить какую-либо из заповедей Торы. И еще, если человек клятвенно подтверждает то, что известно всем, – никто в этом не сомневается и никто об этом не спорит, – например, он клянется, что при отсечении головы любое животное умирает, – это тоже “произнесение Имени… попусту”».
«Помни день субботний, чтобы освятить его».
Это заповедь освящать субботу в начале и в конце ее посредством Кидуша и Авдалы.
В главе же Ваэтханан вместо «Помни день субботний» сказано: «Соблюдай день субботний», — это заповедь соблюдать все субботние запреты.
«Не убивай».
Запрет убивать какого-то человека. Самоубийство тоже входит в запрет убивать.
«Не прелюбодействуй».
«Этим речением запрещается вступать в близость с чужой женой» (Рамбам, Книга Заповедей).
«Не кради».
Это запрет похищать еврея и продавать его в рабство. Нарушившему этот запрет полагается смертная казнь.
Об общем запрете воровать говориться в книге Ваикра (19:11): «Не крадите».
«Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным».
Это запрет давать ложные показания в суде.
«Не домогайся».
Запрет желать то, что принадлежит ближнему.
Есть разница между тем, каким словом назван этот запрет в главе Итро и каким в главе Ваэтханан. В Итро (Шмот, 20:17) сказано: «ло тахмод», а в Ваэтханан (Дварим, 5:18): «ло титаве». Оба эти глагола обозначают желание, однако «ло титаве» — это побуждение сердца, то есть намерение, которое существует в сознании человека, а «ло тахмод» — желание, которое выражается в действиях и поступках. Подробно об этих запретах читайте тут.
Десять изречений в двух главах и разница между ними
В Торе Десять Заповедей написаны в двух местах в Торе – в главе Итро и в главе Ваэтханан. Несмотря на то, что в общем эти два места идентичные, все же между ними есть легкие различия, о некоторых из них мы упомянули выше. Наши мудрецы (Мехильта) говорят: «Обе эти версии были сказаны в одном слове и восприняты слухом одновременно».
Разница между первыми двумя речениями и остальными
Говорят наши мудрецы (Макот, 44а), что народ услышал непосредственно от Всевышнего только два первых речения. Когда они звучали, души людей покидали тела. И хотя затем снова вернулись, это очень напугало евреев. Опасаясь, что, слушая речения самого Бога, они умрут, евреи обратились к Моше с просьбой (Дварим, 5:24): «Подойди же ты и слушай всё, что скажет Господь, Бог наш, и ты перескажешь нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш». Моше согласился с их просьбой.
Виленский Гаон объясняет, что эти два стиха корень и основа всей Торы, в то время как «Я Господь, Бог Твой» — корень всех повелительных заповедей, а «Да не будет у тебя других богов» — основа запретительных.
Виленский Гаон пишет: то, что говорят мудрецы, видно из слов самих речений. Так первые два речения сказаны от первого лица, а последующие в третьем лице. То есть первые были восприняты всем народом напрямую от Творца, а последующие уже получены через Моше.
Декалог в двух главах — есть ли отличия
Декалог приводится в разных книгах Торы – в книге Шмот в главе Итро и в книге Дварим в главе Ваэтханан. Несмотря на то, что в основном всё идентично, небольшие различия все же есть, о некоторых из них упомянуто выше.
Наши мудрецы (Мехильта) говорят: «Эти версии прозвучали одним речением и были восприняты одновременно».
Важность Десяти Заповедей
Десять речений — основа всех заповедей Торы. На это намекает 613 букв, которые они содержат, не считая двух последних слов: לרעך אשר («ашер лереэха» — «что у ближнего твоего»). Эти два слова состоят из семи букв и указывают на семь заповедей, данных всем потомкам Ноаха. Это говорит об их большой важности.
Мишна (Тамид, 5:1) рассказывает о том, что Десять Речений, наряду с чтением Шма, были частью молитвы коэнов в Храме. Однако за пределами Храма наши мудрецы запретили общинам читать их, чтобы люди ошибочно не подумали, будто другие заповеди, кроме этих, нет не так важны (Брахот, 12а).