В ходе мировой истории иногда случалось, что евреи, не всегда отличавшиеся особой религиозностью, становились фигурами, занимавшими ключевые посты в государствах народов мира. Йосеф, де-факто правивший Египтом, является идеальным прообразом еврея-сановника. Он не только занимал высокий пост, но остался праведником и сохранил верность своему народу и его наследию (см. Раши Шмот 1:5 со слова «веЙосеф», Сифри Дварим 32, 44).
Подобные случаи, когда евреи получили назначение на важные посты в разных странах, известны и в современной истории. В некоторых случаях речь идёт о постах первой важности или даже о позиции первого человека в государстве. Тем не менее редко кто из этих людей занял место в анналах истории благодаря своей праведности, в отличие от царицы Эстер, которая спасла евреев и улучшила их положение в государстве, взойдя на престол. Большинство из них чувствовали полное отчуждение по отношению к своему народу и наследию, а некоторые из них даже стали воплощением сказанного пророком (Йешаяу 49:17): «Губители и разрушители твои из тебя же вышли».
Упомянем несколько примеров: Лев Троцкий — в прошлом Арье-Лейб Бронштейн, учащийся ешивы, один из руководителей партии большевиков; Бруно Крайский — канцлер Австрии; Генри Киссинджер — госсекретарь США в период войны Судного дня; Вальтер Ратенау — министр иностранных дел Германии периода Веймарской республики, убитый нацистами; Леон Блюм — премьер-министр Франции; Рут Дрейфус — президент Швейцарии.
Рассказывают интересную историю о моём предшественнике на посту главного раввина Москвы — о раввине Яакове Мазе. Рав Мазе, чья фамилия является ивритской аббревиатурой выражения «потомок Аарона-коэна», хотя и занимал пост «казённого раввина», был тем не менее большим знатоком Торы и потомком известнейшего законоучителя, автора книги «Хаей Адам». Известно также о тесном контакте, в котором находился рав Мазе с величайшими раввинами того поколения во время своего участия в судебном процессе, известном как «Процесс Бейлиса». После большевистского переворота евреи Украины попросили рава Мазе походатайствовать перед Троцким, чтобы тот принял меры для пресечения погромов и грабежей, которые устраивали солдаты Красной и Белой армий. В ответ на просьбу раввина Троцкий ответил: «Я не еврей, я интернационалист!» Рав Мазе сказал впоследствии: «Проблема в том, что революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».
Царь Дарьявеш
Весьма примечательной исторической личностью был персидский царь Дарьявеш, которого называют также Корэшем II, матерью которого была царица Эстер. Он известен тем, что в своё время дал Эзре и Нехемии разрешение построить Второй Иерусалимский Храм.
В Талмуде (Рош а-Шана 3б) подробно обсуждается, был ли Корэш еврейским царём или нет? Цель этого обсуждения заключается в том, чтобы выяснить, с какого месяца отсчитывать годы его правления. Это связано с тем, что годы правления еврейских царей начинают считать с месяца Нисан, а нееврейских — с месяца Тишрей (Рош а-Шана 2а). Талмуд, в конце концов, приходит к выводу, что в начале Корэш был праведным царём, но потом испортился. Другими словами, в начале, когда Корэш был праведным царем, годы его правления отсчитывались с Нисана, а потом, когда он испортился, годы его правления стали считать с месяца Тишрей. Талмуд, таким образом, не рассматривает Корэша как однозначно еврейского или нееврейского царя. Интересно также, что Раши в своём комментарии Рош а-Шана (4а со слова «кальбета») говорит, что Корэш был «потомком Ноя», то есть неевреем, несмотря на то, что матерью его была еврейка.
В дальнейшем Талмуд вменяет Корэшу в вину то, что он давал деньги на Храм, преследуя при этом меркантильные интересы. Талмуд объясняет также, что если бы так поступал еврей, то это засчитывалось бы как исполнение заповеди. Но для нееврея такое поведение считается прегрешением, поскольку, не получив желаемого, он, в отличие от еврея, будет роптать на Всевышнего. Так, мы снова сталкиваемся с тем, что мудрецы Талмуда не считали Корэша евреем.
Рав Йосеф-Шалом Эльяшив, благословенной памяти, считает, что данное обсуждение в Талмуде ведётся в соответствии с мнением, гласящим, что сын отца нееврея и матери еврейки не считается евреем. Несмотря на то, что в конечном итоге Алаха была установлена в соответствии с мнением, что сын еврейки и нееврея является евреем, в данном отрывке из Талмуда обсуждение ведётся с позиции мудрецов, придерживавшихся обратной точки зрения.
Помимо этого, было предложено и другое объяснения сказанному в Талмуде. Несмотря на то, что сам Корэш был евреем по происхождению, царство его было нееврейским, и поэтому годы его правления отсчитывались, подобно годам правления царей нееврейских государств.
Согласно моему скромному мнению, однако, следует объяснить слова Талмуда иначе. По крови Корэш вне всякого сомнения был евреем, тем не менее по сути своей он был обычным идолопоклонником, и поэтому единственной вещью, которую мудрецы могли поставить ему в заслугу, было то, что он разрешил заново отстроить Иерусалимский Храм.
В соответствии с вышесказанным понятна причина амбивалентного отношения еврейских мудрецов к своим соплеменникам, занимавшим высокие посты в нееврейских государствах. В глазах мудрецов частное религиозное соблюдение высокопоставленного еврея не обладает первой по величине важностью: гораздо важнее его отношение к своему народу.
Сохранить праведность
Особенностью Йосефа было то, что он был примером сочетания и личной праведности, и заботы о соплеменниках. «Ещё Йосеф жив!» (Берешит 45:26) — не стал идолопоклонником, оставшись евреем в полном смысле этого слова. Помимо этого, он стал также спасителем всего семейства своего отца (см. Берешит Раба 94, 3).
Царица Эстер, конечно же, удостоилась похвалы мудрецов за то, что, находясь при дворе, ела только злаки и не осквернила себя некошерной пищей (Мегила 13а), но настоящим испытанием её праведности стал момент, когда ей пришлось подвергнуть свою жизнь серьёзной опасности ради того, чтобы попросить царя спасти народ Израиля от уничтожения.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.