Вопрос раввину:
По Торе, мир был создан примерно 6000 лет назад, а наука утверждает, что Земля существует миллиарды лет. Как это сопоставить?
Ответ:
Когда возникают подобные вопросы, человеку, прежде всего, важно найти ответ на один существенный вопрос – истинность Торы. Человеку, убеждённому в неоспоримой истинности Торы, никакие противоречия между Торой и наукой не могут помешать. Он убеждён, что сказанное в Торе – это свидетельство Творца. А кто может знать о создании мира лучше, чем сам Творец?!!! И каждый раз, когда у него возникнет какой-либо вопрос о видимом противоречии между Торой и наукой, это будет для него вопрос на науку, а не на Тору.
Чтобы лучше объяснить свои слова, приведу следующий пример. Несомненно, Вам известно о группе так называемы «учёных», отрицающих Катастрофу. Такие «учёные» провозглашают, что Катастрофы вовсе не было. Всё это, по их утверждениям, – выдумки коварных сионистов. Однако никакие «доказательства» не в силах посеять какое-либо сомнение в моём сердце и сердцах других евреев. О Катастрофе я слышал бесчисленное количество раз от различных людей, живших во время Катастрофы, людей, которые видели зверства нацистов своими глазами, которые «прочувствовали» их издевательства на своём теле. Всё это создает перед моими глазами настолько живую картину, как будто я видел Катастрофу собственными глазами. Поэтому, какими бы «вескими» не были «доказательства» отрицающих Катастрофу, они ни в коей мере не могут не только опровергнуть, но и подвергнуть какому-то сомнению, то, что я видел своими глазами.
Написано в Торе (Дварим, 4, 9):
«Только очень береги себя и свою душу, чтобы не забыть то, что видел ты своими глазами».
Рамбан объясняет: этими словами Тора предостерегает, чтобы мы не забыли о получении Торы от Всевышнего на горе Синай – событие, при котором присутствовали все евреи. Из объяснения Рамбана мы учим, что дарование Торы на горе Синай мы должны представлять так, как будто видели его своими глазами. Как и каким же образом мы должны представлять себе это? Этот вопрос подробно разбирается в книге рава Нойгершла «Путешествие на вершину Синайской горы». Советую её прочитать.
Поскольку в человеческих возможностях представить себе картину дарования Торы в абсолютно достоверной форме, он обязан сделать это. И когда человек поднимется до уровня, когда он реально представляет событие дарования Торы, никакие «противоречия» между Торой и наукой, как я уже сказал выше, не смогут помешать ему.
Теперь конкретно о Вашем вопросе. Можно ответить на него двумя путями.
Первый путь:
Сказали наши мудрецы (трактат Рош аШана, 11 а): «Всё, что создано во время создания мира, создано в соответствующем ему возрасте». Например, Адам не был создан младенцем. Если бы мы смогли сделать ему медицинские анализы в момент его создания, они показали бы, что его возраст соответствует примерно 30 годам. Так же, если бы мы смогли подсчитать годовые кольца на стволах деревьев в момент их создания, то убедились бы, что некоторые из них уже достигли возраста нескольких сотен лет. Научная проверка, основывающаяся на анализе различные материи, показала бы, что мир к моменту создания уже насчитывал миллиарды лет.
Второй путь:
Все подсчёты основаны на скорости прохождения определённых процессов. Ученые производят подсчёты, пользуясь разными методиками, предполагая, что в то время процессы происходили с той же скоростью, что и сейчас. Таким образом определяется возраст различных объектов. Однако нет никаких оснований считать, что процессы, которые мы наблюдаем сейчас, точно так же происходили всегда. Наоборот, наблюдая за развитием животных и человека, мы видим, что вначале их развитие происходит быстро, а затем скорость его замедляется. Также мы видим, что в первый день Творения с Адамом и Хавой произошло такое количество событий, которых другому человеку хватило бы на целую жизнь.