Общие сведения
Ловля или охота (на иврите:צידה – цида) является запрещенной в субботу работой. Суть запрета заключается в ограничении свободы находящегося на воле субъекта. Этот запрет, как и все другие субботние работы, выводится из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Для изготовления внешнего покрытия скинии использовалась кожа, полученная из шкур животных. Чтобы добыть эти шкуры нужно было прибегнуть к работе ловля. Кроме того, при создании скинии использовали краску, полученную из определенного вида моллюсков, которые вылавливали из моря.
Важно подчеркнуть, что при совершении любых действий по отношению к животным в субботу, необходимо учитывать законы о мукце, которые будут рассмотрены в отдельной статье.
Законы ловли в праздники (йом тов) идентичны законам ловли в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.
Виды животных, ловля которых запрещена
По Торе запрещен отлов только тех видов животных, на которые принято охотятся, чтобы добыть их мясо, шкуру, бивни и прочие, полезные для людей продукты и материалы. Животных, на которых обычно не охотятся запрещено отлавливать согласно специальному постановлению мудрецов.
Если охота ведется с помощью собак, но и сам человек активно участвует в процессе, он нарушает запрет ловли. Если человек только спускает собак, и они сами настигают добычу и доставляют ее хозяину, он нарушает запрет мудрецов.
В каком месте животное считается пойманным
Чтобы животное по закону Торы, считалось пойманным, его нужно поместить в надежно огражденное пространство, площадь и ландшафт которого позволяет его очень легко и быстро схватить, не пользуясь дополнительным средствами для поимки и не прибегая к ухищрениям. (Разумеется, что, когда речь идет о пернатых, пространство должно быть ограничено также и сверху).
Мудрецы несколько расширили запрет и постановили, что нельзя допустить, чтобы в субботу животное оказалось даже внутри такого огороженного участка, где для его поимки требуются дополнительные усилия и приспособления (лассо, сети, капканы и т.п.).
Животное, находящиеся в таком месте, где оно считается пойманным согласно постановлению мудрецов, запрещено по Торе переместить в субботу в место, в котором оно будет считаться пойманным согласно закону Торы.
Если животное уже находится в таком вольере, где оно считается пойманным по Торе, его разрешено перевести вольер меньшей площади.
Тот, кто в субботу завел животное в место, где оно считается пойманным, но не запер двери или окна, не нарушает запрет Торы. По вопросу о том, происходит ли при этом нарушение постановления мудрецов, законоучителями не было принято однозначное решение. Одно совершено ясно: закрыть окна и двери в данной ситуации запрещено. Более того, даже если двери вольера или клетки были изначально закрыты и их отворили в субботу, например, чтобы покормить животное, если оно в этом месте считается пойманным по закону Торы, двери закрывать строго запрещено. Поэтому, когда в субботу должны покормить животное, необходимо либо это сделать, не открывая дверцы клетки, либо заслонив образующийся выход рукой или телом так, чтобы животное не смогло покинуть клетку.
Когда речь идет о таком месте, в котором животное считается пойманным согласно постановлению мудрецов или о ситуации, когда животное привыкло к месту пребывания и каждый раз самостоятельно в него возвращается, разрешено запереть двери.
Птица, залетевшая в дом
Если через открытое окно или дверь в дом залетела птица, разрешено закрыть окна и двери для того, чтобы в дом не проникал холод и ветер, хотя при этом птица не сможет улететь. Это разрешено потому, что в доме птица не считается пойманной по Торе, а на случаи, когда человек закрывает окна и двери только для того, чтобы уберечься от холода и ветра, запрет мудрецов не распространяется.
Животное, которое не в состоянии убегать
Запрет Торы ловли в субботу распространяется и на спящих животных, т.к. они, инстинктивно ощущая приближение опасности, моментально пробуждаются и могут убежать. Среди законоучителей существуют разногласия по поводу того, запрещено ли ловить животных, которые передвигаются очень медленно и которых можно поймать без труда, как, например, черепаху или улитку, и т.п. по Торе или согласно постановлению мудрецов. Ловля животных, которые не могут убежать вследствие болезни или травмы, согласно всем мнениям, запрещена мудрецами.
Животные, которые не убегают от человека
Животных, которые по своей природе не убегают от человека и которых можно схватить в любое время, когда человек пожелает, как, например, в случае с домашним скотом, ловить в субботу не запрещено.
Животные, которые всегда возвращаются туда, где они живут
Животных, которые всегда сами возвращаются в свой загон, хлев, курятник, клетку или будку, пока они в них не вернутся, запрещено ловить согласно специальному постановлению мудрецов. Если существует опасение, что такое животное может быть утеряно: оно заблудится, его похитят и т.п., разрешено попросить нееврея доставить его в охраняемое место. Если в такой ситуации человек видит, что еврейские дети загоняют животное в охраняемое место, он не должен им в этом препятствовать (хотя обычно запрещено допускать, чтобы даже маленькие дети совершали нарушение). Более того, разрешено даже взрослому еврею преградить путь животному, чтобы вынудить его вернуться в охраняемое место.
Животного, которое само возвращается в свой загон, хлев, курятник, клетку или будку, разрешено поместить в охраняемое место, если есть опасность, что оно может нанести вред. Два облегчающих обстоятельства, которые позволяют это разрешить в субботу: во-первых, по отношении к животному, которое всегда само возвращается домой, нет запрета ловли по Торе, во-вторых, запрет ловли по Торе не распространяется на случаи, когда цель заключается не в том, чтобы заполучить животное, а чтобы его обезвредить.
Ловля насекомых
Муравьев и представителей других видов насекомых, которые двигаются настолько медленно, что не представляет труда их поймать, не запрещено ловить в субботу. Поэтому разрешено аккуратно замести их на совок и выбросить, стараясь при этом их не умертвить. И хотя любое животное в субботу является мукцэ, в данном случае их разрешено переносить, чтобы отдалить их от местопребывания людей, т.к. они вызывают неприязнь и к ним применимо разрешение граф шэль рэи.
Насекомых, которые передвигаются довольно быстро и не доставляют особых физических страданий человеку, запрещено в субботу ловить. Если в оконной нише помимо самого окна установлена сетка, препятствующая насекомым проникать в дом и муха, сидит на сетке со стороны квартиры, в субботу закрыть окно, чтобы муха осталась в пространстве между окном и сеткой. Если насекомое теоретически может выбраться наружу: рама, на которую натянута сетка, в каком-то месте неплотно прилегает к нише окна или в сетке есть прореха, разрешено закрыть окно, если это делают для того, чтобы в дом не проникали холод и ветер. Закрыть окно с намерением чтобы не позволить насекомому попасть в квартиру, разрешено, только если отверстие в сетке настолько велико, что насекомое с легкостью может его обнаружить и выбраться на волю, т.к. в такой ситуации оно не считается пойманным.
Запрещено в субботу закрыть крышку ящика или дверцу шкафа, в которых находятся насекомые, если они из-за этого окажутся пойманными. Если ящик или шкаф, в которых находятся насекомые, были закрыты и их открыли в субботу, их разрешено закрыть. Когда нет уверенности в том, находятся ли в ящике или шкафу насекомые, его разрешено закрыть в любом случае. Если насекомые, находящиеся в ящике или шкафу, не считаются пойманными по Торе, разрешено закрыть ящик и шкаф при условии, что у человека нет намерения их поймать.
Насекомых, укусы которых не доставляют особо сильных страданий, включая шмелей, пчел и ос, запрещено ловить, а разрешено только отгонять. Но если насекомое, которое может ужалить, уже находится на теле человека и его невозможно отогнать, не прикасаясь к нему руками, разрешено его аккуратно устранить рукой, при этом стараясь его не умертвить.
Если пчелы или осы находятся вблизи людей, особенно чувствительных к их укусам, разрешено их ловить, чтобы предотвратить укус. Аналогично этому, в субботу разрешено отлавливать и других животных, даже не представляющих угрозу для жизни, но укусы которых вызывают сильные физические страдания. Так, например, разрешено отлавливать даже неядовитых змей, ибо их укусы доставляют большие страдания человеку.
Ловушки
В субботу запрещено устанавливать различные приспособления для поимки животных, например, ловушки, капканы, сети, мышеловки и т.п. Установить такие приспособления до наступления субботы разрешено, даже в ситуации, когда очевидно, что животное будет поймано в субботу.
Освобождение животного
Разрешено в субботу (не нарушая других запретов) выпустить пойманное животное на свободу: открыть окна и двери, вызволить его из западни, ловушки или капкана, помочь ему выбраться из ямы и т.п.
Ловля людей
По всей вероятности, на поимку людей не распространяется запрет ловли, но даже если бы это было не так, на практике, как правило, это не играет роли, ибо в этом, как правило, возникает необходимость только в случае угрозы для жизни, когда все запреты субботы отодвигаются, как, например, при спасении утопающего, обезвреживании преступника, поимки душевнобольного и т.п.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.