Вопрос
В Торе сказано: Бог проклял змея и проклятие это заключается в том, что он будет питаться прахом земным. Мне это непонятно, ведь, как известно, змеи не питаются прахом. Поясните, пожалуйста.
Ответ
Наши мудрецы говорят (Авот де-раби Натан, 52, и трактат Йома, 55а), это проклятие не подразумевает, что змея ничего не будет есть, кроме праха земного. Они считают, смысл его заключается в следующем: змея, даже когда ест самые большие для нее лакомства, чувствует только вкус праха, то есть не различает вкус. Ведь она заглатывает свою добычу целиком, не разжевывая. И язык змеи служит не для распознания вкуса, а только для того, чтобы издалека учуять добычу.
Я думаю, это наказание было дано змею по принципу «мера за меру», ведь способность различать вкус пищи дается для того, чтобы распознать, что приемлемо и полезно для употребления в пищу, а что нет. А что сделал змей? Зная, что совершает зло, он подтолкнул Хаву к целому ряду неправильных поступков, воспользовавшись ее неискушенностью и простодушием.
Сознание человека, образно говоря, тоже имеет чувство «вкуса», благодаря чему он отличает добро от зла. Это духовное и интуитивное чувство. Но, как показывает история с Хавой, одного его может оказаться недостаточно, если человек сталкивается с лукавым искусителем.
Бывает, некоторые люди, даже имея жизненный опыт, не могут полноценно отличать добро от зла, а бывает, попросту не распознают вкус обычной пищи. И так пишет Рамбам: «Есть такая болезнь, когда сладкая пища кажется горькой, а горькая сладкой, из-за этого может возникнуть желание съесть что-то на самом деле непригодное в пищу; наподобие этого бывает и болезнь души, когда грех кажется сладким, а заповедь горькой».
Когда змей привел Хаву к убеждению, что съесть плод запрещенного дерева для нее будет и вкусно, и полезно, он извратил ее восприятие вкуса и потому Бог отнял у него способность различать вкус и наслаждаться им.