Каббалистическая концепция, объясняющая множественность проявлений Бога в этом мире, помогает нам понять, что Бог поистине един.
Рав Шимон Лейберман
Основными элементами каббалистической терминологии являются десять сфирот. Это десять эманаций или «излучений», через которые Бог взаимодействует с этим миром.
Когда Каббала рассматривает различные события, которые произошли в мире, или Божественные заповеди в Торе, она классифицирует и описывает их в терминах сфирот — способов взаимодействия.
Прежде чем мы опишем эти десять сфирот и их значение, мы должны решить фундаментальную проблему.
ЕДИНСТВО БОГА ИЛИ 10 СФИРОТ?
Иудаизм ставит во главу всего принцип Единства Бога.
Евреи провозглашают дважды в день: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь Один.
Когда мы говорим о погибших праведниках, жертвующих своей жизнью во имя Всемогущего, особенно о тех, кого принуждали перейти в христианство, мы говорим о людях, которые были замучены до смерти за приверженность принципу единства Творца.
Как же нам удается объединять идею о единстве Бога с концепцией существования 10 сфирот?
Этот вопрос был задан Раби Ицхаку бар Шешету (XIV век): «Неужели вы, каббалисты, не верите во многих богов, когда постулируете десять сфирот?» Мы постараемся перефразировать его ответ.
Единство Бога в отношении десяти сфирот можно сравнить с лучом солнца, проходящим через призму. С одной стороны, у нас есть один луч света, а с другой — получаем излучение семи цветов. Человек, сидящий напротив нас, воспринимает происходящее так, будто несколько ламп излучают разные оттенки, но на самом деле это одна лампа. Многоцветная радуга — это «искажение», созданное призмой, сквозь которую проходит свет.
Давайте будем более конкретными в своем обсуждении «Десяти» против «Одного» относительно Божественного взаимодействия с миром.
Представьте себе ребенка, который обнимает свою мать, бьет своего брата и списывает на экзамене. Для неспециалиста каждое из этих поведенческих проявлений является отдельным событием, которое имеет свое собственное обоснование и динамику. Тем не менее, профессиональный психолог смотрит на эти 3 происшествия и после их анализа заявляет: «Всё это — симптомы одной основной проблемы. Ребенок желает любви и внимания своей матери. Поэтому он обнимает ее, бьет своего младшего брата, который, как ему кажется, забирает себе все мамино внимание, и обманывает учителя на экзамене, чтобы получить от того внимание и похвалу за хороший результат». Таким образом, целое множество событий — некоторые из которых совершенно противоречивые — приобретает единый смысл.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Это относится к нашему пониманию взаимодействия Бога с человечеством. Наша жизнь полна противоречий, и часто нам сложно увидеть за ними истинную общую суть, общий источник. Эти противоречия кажутся нам странными и непонятными.
Есть Бог, который вдыхает жизнь в уста новорожденного младенца и извлекает последний тяжелый выдох умирающего человека. Существует Бог, который сотворил Холокост, и Бог, сохранивший крошечную, хрупкую еврейскую нацию на протяжении трех тысячелетий. Есть Бог, который дает некоторым людям прекрасные тела, и Бог, который, как кажется, приговаривает людей с врожденными дефектами на пожизненные страдания.
С нашей стороны призмы каждое из этих событий видится отдельным. Но мы признаем, что все они — работа Единого Бога с одной целью, с единым планом действий для всего мира.
Получается, что Десять Сфирот — это лишь различные способы, с помощью которых мы воспринимаем Бога и его управление нашим миром, в то время как мы твердо верим в Единство Бога.
Ниже приведен буквальный перевод этих десяти “режимов управления миром”. Рекомендуется не воспринимать описания буквально, поскольку большинство из названий очень метафоричны, и их истинное содержание мало похоже на их прямой перевод. Мы постараемся рассмотреть их смысл в следующих статьях.
Итак, 10 сфирот — это:
Кетер – Корона,
Хохма — Мудрость,
Бина — Понимание,
Хесед — Милосердие,
Гвура — Строгость,
Тиферет — Великолепие,
Нецах — Вечность,
hод — Величие,
Йесод — Основа,
Малхут — Царство.
Иногда сфирот перечисляются без упоминания Кетер, зато можно увидеть Даат — Знание — тогда эта сфира упоминается между Биной и Хеседом.