Имя, которое родители дают своему ребенку, считается малым пророчеством, ведь в нем выражается сущность родившегося на свет.
В имени выражается сущность человека
Талмуд (Йома, 83б) рассказывает, что раби Меир узнавал характер людей, исходя из их имен. Раби Элияу Деслер (1892-1953) считает, что имя, которое получает дитя, появившееся на свет, не может быть случайным. То, как называют своего ребенка родители — это невуа ктана, малое пророчество, ведь в имени выражается сущность человека, появившегося на свет. Поэтому с тем, как дают имя, связано особенно много всевозможных обычаев (минхагим), часть которых, очевидно, коренится в мистике.
Предки, выдающиеся люди и мода
Наделение именем часто определяется традицией предков. Обычно ребенка называют в честь кого-то из членов семьи, кто уже ушел из этой жизни, или выдающейся личности из еврейской истории. Талмуд (Рош а-Шана, 18а) пишет: «Вы когда-нибудь видели кого-то, кто назвал бы своего ребенка в честь фараона, Сисры или Санхерива? Имя дают в честь Авраама, Ицхака и Якова».
Другая отправная точка для выбора имени – это дата рождения по еврейскому календарю. Бывало, ребенок, который родился в Шабат, получал имя Шабтай. Однако в наше время это имя почти не встречается, видимо, из-за печальных событий, связанных с Шабтаем Цви, жившем в 17 веке, которого даже некоторые выдающиеся религиозные авторитеты считали Мессией, но в конце концов стал понятно, что Мессией он не был.
Рожденному в Хануку ребенку вполне могут дать имя Матитьяу — в честь предводителя Маккавеев, возглавившего восстание против эллинистов. Родившихся в Пурим мальчиков зачастую называют Мордехай, а девочек Эстер в честь героев праздника. Родившихся в Йом Кипур – Рахамим, то есть «милосердие». А ребенок, который родился 9 Ава, в день национального траура в память о разрушении двух Храмов, вполне может стать Менахемом — это значит «утешитель».
Известно, что на имена тоже бывает мода. Со временем в моду, особенно у девочек, вошли и нееврейские имена. Так идишское имя Шпринце – это искаженное французское Принцесс или Эсперанс.
Имена мальчиков, такие как Аба, Бер, Мендель и Мехел имеют либо арамейское происхождение, либо это идишское искажение, либо перевод древнееврейских имен. Да и у мудрецов, упомянутых в Талмуде, часто имена не из Торы: Абайе, Рав, Рава, Равена, Рабба, Шамай, Зейра, Паппа, Хизда. Что касается имени Александр, наверное, общеизвестно, что история связана с Александром Македонским. Благодаря тому, что он не стал воевать с евреями, а уважительно отнесся к народу и его религии, мальчикам стали давать это имя.
Брит мила
Присвоение мальчику имени, когда делают ему обрезание, не столь однозначно следует из раввинских книг. В Торе (Берешит, 21:3-4) мы встречаем и другой подход: «И назвал Авраам сына своего… именем Ицхак. И обрезал Авраам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как повелел ему Всесильный». Сначала Ицхаку было дано имя и только затем сделано обрезание.
Однако, согласно мнению раби Элиэзера (Пиркей де-раби Элиэзер, 48), давать мальчикам имя именно при обрезании у еврейского народа принято с давних времен. В Мидраше о Моше сказано, что он был обрезан на восьмой день и назван Екутиэль (всего у него 10 имен).
Иногда по медицинским показаниям обрезание приходится отложить на какой-то срок. Тогда отец дает имя своему сыну при первой же возможности, когда в синагоге читают Тору и его вызывают к Торе.
А у кого-то принято дождаться, когда действительно будет обрезание, и только тогда дать имя, даже если это будет спустя несколько недель после рождения ребенка. Но когда речь идет о первенце, который условно должен быть выкуплен на 31-й день после рождения, то мальчику дают имя во время пидьон а-бен — выкупа первенца.
Девочка
Девочке часто дают имя, когда после ее рождения отца первый раз вызывают к Торе. Но в некоторых местах принято ждать до ближайшего Шабата. Есть и такие, кто предпочитает дождаться того Шабата, когда мать ребенка тоже сможет прийти в синагогу. Однако в любом случае не следует ждать дольше 30 дней.
У сефардов дать девочке имя — это настоящая церемония, которая называется симхат а-бат. Некоторые отмечают это событие праздничной трапезой. У ашкеназов до недавнего времени не было это принято, и каббалисты выражали по этому поводу сожаление, поскольку душа воссоединяется с телом как раз в момент присвоения имени.
В наше время празднование симхат а-бат распространяется все больше.
Если еврейская пара усыновляют не еврейского ребенка, он получает еврейское имя, когда становится евреем. Мальчик в этом случае получает имя не при обрезании, а после того, как окунется в микву. Если же приемных родителей это не устраивает, тогда ребенок получает имя уже при обрезании.
Приемной девочке дают имя только после погружения в микву, что происходит, как правило, только на втором году жизни.
г. Дюссельдорф