Вопрос:
Как-то раз к нам приехала тётя Света. Она у нас немного пожила, а потом уехала. Я ей говорил: «Тетя, оставайтесь у нас ещё!». На это она отвечала, что Тора запрещает долго гостить у родственников. Правда ли это?
Марк Абрамович, Днепропетровск
Ответ:
Несомненно, такого запрета в Торе нет. Нигде в Торе не сказано: «Не гости у родственников долго» или чего-либо подобного.
Но, возможно, Ваша тётя имела в виду сказанное в книге Мишлей. Там сказано так (25, 16—17): «Нашёл ты мёд? Ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюёшь его. Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя». Объясняет Раши: «Как, найдя мёд, сладкий для тебя, не должен ты есть его до пресыщения, чтобы не изблевать его, так удерживай ногу твою от дома ближнего. Даже если он тебя приближает, воздерживайся от того, чтобы приходить туда изо дня в день, иначе он пресытится тобой и возненавидит тебя».
В оригинале «удерживай ногу свою» звучит как hокер раглеха, что в буквальном переводе значит «удорожи свою ногу», «сделай свою ногу дорогой». Дорогая вещь — такая, которая редко встречается, которую непросто достать. И так комментирует Мецудат Давид этот стих: «Сделай ноги свои дорогими и ценимыми, чтобы не ходили они часто в дом ближнего твоего, чтобы не пресытился он твоим видом. Потому что любящий, который показывается редко, любим более всех. А если будет он являться постоянно, прежняя любовь к нему пропадёт».
Этот стих обучает нас великому правилу человеческих общений: если мы желаем быть «дорогими» для наших друзей, важно, чтобы наше присутствие в их доме было нечастым. То же самое относится и к делам, которые мы делаем ради наших друзей, и к подаркам, которые мы им дарим. Если мы желаем, чтобы друзья ценили наши подарки, стоит дарить их не так часто. Иначе подарки уже не будут для них дороги.
Так поступил Яаков, посылая подарки Эсаву. Он не послал весь скот одновременно, а отправил каждое стадо по отдельности, как сказано (Берешит 32, 17): «И дал в руки рабам своим каждое стадо особо, и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада». Комментирует Раши: «…и оставляйте расстояние — между одним стадом и другим, насколько видит глаз, чтобы насытить взгляд преступного [брата] и изумить его богатством дара». Человек ценит только ту вещь, которой ему недостаёт. Поэтому только после того, как одно стадо приходило к Эсаву и он чувствовал желание получить ещё одно, подходило новое стадо. Это дало Эсаву возможность по-настоящему оценить подарок Яакова.
По этой же причине Творец не создал Хаву в самом начале творения: чтобы Адам почувствовал, насколько ему недостаёт пары. Это острое чувство недостатка было крайне необходимо, чтобы Хава стала по-настоящему дорога ему.