«И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя маном, которого не знал ты и не знали твои отцы, чтобы научить тебя, что не одним лишь хлебом жив человек, но всем, что исходит из уст Г-сподних, жив человек» (Дварим, 8:3).
Есть люди, которые пришли к вере, но продолжают употреблять некашерную пищу. Обоснование: они не могут питаться только кошерной пищей, выбор которой в местах их проживания весьма скуден. А питание таким ограниченным набором продуктов вредно для здоровья. Однако ошибка этих людей в том, что они забывают слова нашей недельной главы: «Не хлебом одним жив человек, но всем, что исходит из уст Г-сподних, жив человек». Поскольку Творец желает, чтобы еврей питался только кашерной пищей, Он, несомненно, даст жизнь и здоровье тому, кто употребляет только кашерные продукты, насколько бы ни был его рацион однообразен.
Пример этому мы видим в истории Даниеля, Мишаэля, Хананьи и Азарьи – четырёх еврейских детей, которых в числе других их сверстников знатного происхождения привели во дворец по приказу вавилонского царя Навухаднецара. Он желал обучить этих детей всякой мудрости, надеясь, что из них вырастут талантливые советники. Чтобы дети хорошо развились, царь приказал давать им самую изысканную пищу со своего стола и самые дорогие вина. Однако эти мальчики приняли твёрдое решение не оскверняться некашерной пищей, поэтому они ели только овощи и пили воду. Некоторое время спустя они выглядели лучше и были здоровее, чем все их товарищи, которые ели царскую пищу. Поскольку Даниэль, Мишаэль, Хананья и Азарья выполняли волю Творца, овощи и вода дали им большую силу, чем некашерная пища и запрещённое еврейским законом вино с царского стола.
Бывает, что евреи употребляют некашерную пищу, утверждая, что соблюдать кашрут очень дорого, что это им не по карману. Эти евреи забывают, что весь заработок – от Творца. Поскольку Всевышний хочет, чтобы мы ели только кошерную пищу, Он, несомненно, даст нам достаточно средств на это.
Кроме этого, полагаю, им стоит задуматься над следующим: если бы стало известно, что в магазинах почти вся пища опасна для жизни, кроме определённых видов весьма дорогой еды, неужели они делали бы какие-то финансовые расчёты? Тот, кто понимает, что некашерная пища несёт в себе смертельную опасность для души (что гораздо хуже, чем опасность для тела, ведь она может причинить смерть для души навеки), конечно же, не станет есть некашерную пищу, несмотря на дороговизну кошерной еды.