Новые условия, к которым в последние месяцы нам приходится привыкать, порождают и новые вопросы. Многие спрашивают меня, можно ли в Шабат выходить из дома в защитной маске или это нарушает запрет переносить предметы в общественном владении?1
Если сказать коротко, то, например, обычный шарф вполне можно носить таким образом, чтобы он закрывал нос и рот, и это точно не нарушит закон Шабата. Однако, по мнению большинства раввинов, в защитной маске тоже можно ходить.
Более развернутый ответ
Если в случае с шарфом, с точки зрения еврейского закона, не может возникнуть никаких проблем, то с маской дело обстоит несколько сложней.
В Шабат мы должны внимательно следить за тем, чтобы не выносить никакие вещи за пределы эрува, но при этом одежду и украшения можно носить.
Правда, как известно, даже изначально разрешенные, некоторые предметы одежды все же не следует надевать в Шабат, потому что в какой-то момент, задумавшись, человек автоматически может снять их и нести в руках, нарушая тем самым запрет переносить.
Разные виды масок
Давайте выясним, что конкретно в данном случае включает в себя понятие одежда.
Соответствует ли вещь критериям, необходимым для признания ее одеждой, зависит, помимо прочего, от материала, из которого она изготовлена, от цели, которой она служит, а кроме того, от общественных норм и того, как именно ее носят.
Интересно, что в Талмуде и Шулхан Арухе упоминается маска, о которой говорится, что в Шабат в ней ходить нельзя.2 Однако в этих источниках речь идет о карнавальных масках, тогда как у нас явно о других.
Маска для лица, которую носят в защитных целях, по своей сути ничем не отличается от предмета, используемого для защиты от болевого воздействия и травмы, который считается одеждой и может быть использован в Шабат, когда выходят на улицу.3 Это разрешено даже в том случае, если маску носят не так, как обычную одежду.4
Учитывая, что в холодном климате люди нередко пользуются масками, защищая от мороза нос и рот, кажется очевидным, что в таком случае она окажется в категории обычных предметов одежды.5
Ношение особых значков по постановлению антисемитов
Но даже если бы защитные маски не считались «обычными» предметами одежды, помогает ли нам разобраться с правилами их использования в Шабат тот факт, что теперь их стало принято носить каждый день? Это либо строго предписано, либо как минимум поощряется со стороны правительства (в зависимости от региона).
В 12 веке рабби Ицхак бен Моше (автор труда «Ор Заруа») писал о значках, которые евреи Франции — по воле законодателей-антисемитов — вынуждены были носить в те времена. Он постановил, что в Шабат можно выходить с ними на улицу, поскольку значки заранее были прикреплены к одежде, и, следовательно, являлись как бы ее неотъемлемой частью.6
Таким образом, это указывает, что одного того факта, что евреев обязали носить подобные значки, не может быть достаточно, чтобы разрешить их ношение в Шабат, присвоив им статус одежды.
И тем не менее, эти два сценария совершенно разные.
В случае со значками, если бы они не были заранее прикреплены к одежде, люди вообще не могли бы их носить в Шабат.
Что касается масок, их надевают, чтобы выйти из дома, а это делает их более похожими на обычный предмет гардероба.
Единственный вопрос заключается в том, считается ли их ношение общественной нормой. Так что постановления правительства и вытекающего из этого массового ношения масок само по себе должно быть достаточно, чтобы носить их в Шабат.7
Возможно, автоматически снять
Хотя мы уже обсудили некоторые причины, по которым маска считалась полноценным предметом одежды, все же иногда они очень неудобны в носке, и люди склонны поправлять их или хотя бы частично снимать с лица, чтобы, например, с кем-то поговорить. В таком случае это подводит нас к вопросу о запрете мудрецов выходить из дома в Шабат с одеждой, которую можно случайно снять.
Полагаем, что в ситуации, когда у человека есть веская причина не снимать одежду, это беспокойство не так велико. Например, если в теплом климате кто-то на улице должен был бы носить перчатки, скорей всего возникала бы галахическая проблема из-за того, что, задумавшись, человек мог бы автоматически снять с себя перчатки, чтобы, допустим, почесаться.
Однако в более холодном климате это маловероятно — необходимость в перчатках возрастает, поэтому мы можем быть снисходительны и позволить человеку надеть их в Шабат.8 То же самое относится, по-видимому, к ношению маски на улице, когда наша цель — защитить себя и окружающих.9
В свете всего вышесказанного очевидно, что допустимо носить маску на открытом воздухе, хотя, конечно, изо всех сил мы молимся о том дне, когда все заболевшие коронавирусом исцелятся и эти меры предосторожности больше не понадобятся.
Сноски
- Подробнее об эруве читайте в статье «Что такое эрув хацерот и почему евреи так о нем заботятся?»
- См. Талмуд, Шабат, 66а-б; Шулхан Арух, Орах Хаим, 301:20.
- См Шулхан Арух, Орах Хаим, 301:13.
Однако существует множество различных типов масок. Есть маски, которые предназначены для защиты владельца от заражения. Кроме того, существуют маски из ткани, которые в значительной степени предназначены для защиты окружающих от человека, который представляет опасность их заразить. Так же есть полноценные респираторы и одноразовые медицинские маски. При этом считается, что даже тканевые обеспечивают минимальный уровень защиты (если это не основная причина, по которой центры по контролю и профилактике заболеваний советуют людям их носить; см., например, рекомендации по выбору маски при COVID-19, где этот аспект поясняется).
См. также Респонса Циц Элиэзер, т. 14:58:3, где автор объясняет (на основе Шулхан Арух а-Рав и Мишна Брура), что тот факт, что человек носит определенную одежду для дополнительных целей, а не только для основной, не отменяет разрешения носить ее в Шабат.
- См Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 301:10.
- См. раввин Ашер Вайс, Минхат Ашер, Кунтрес Корона 9; Респонса рабби Брауна (относительно ношения масок).
- Ор Зеруа, Хилхот Шабат, 84:3.
- См. раввин Ашер Вайс, Минхат Ашер, Кунтрес Корона 9; Респонса рабби Брауна.
- См Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 301:44.
- Кроме того, некоторые утверждают, что даже ношение маски, свисающей с лица, допустимо считать нормальным способом ее носить, поскольку некоторые именно так ее и носят, когда в ней нет необходимости (раввин Ашер Вайс, Минхат Ашер, Кунтрес Корона 9).
Но даже если такой способ ношения маски не считается нормой, раввины его все равно не запрещают.