ВОПРОС:
Скажите, пожалуйста, что значит «Любить ближнего своего»? Включает ли это правило и любовь к не евреям? Дело в том, что я живу в месте, где почти нет евреев… как мне, в таком случае, относиться к не евреям?! Понятно, что с уважением, однако что про это говорит Ґалаха?
ОТВЕТ РАВВИНА:
Как Вы правильно пишете, следует относиться к не евреям с большим уважением и стараться помогать тем из них, кто нуждается в помощи. Более того, Рамбам уточняет (Законы Царей, 10, 12), что, даже если не еврей идолопоклонник, следует его навещать в случае, если он заболел, нужно помогать захоронить его, если он умер, и, безусловно, помогать бедному идолопоклоннику вместе с евреевеями-бедняками .
Если же не еврей пожилой человек, существует заповедь Торы относиться к нему с предельным уважением, как пишет Рамбам в Законах изучения Торы (6, 9): «… Также к старику, не еврею, нужно обращаться почтительно и подавать ему руку для опоры, как сказано «Перед сединой встань» (Ваикра, 19, 32)».
В статье «Что сказано в Талмуде про не евреев?» я подробно привожу высказывания наших мудрецов об обязанности учтиво относиться к не евреям.
Что касается заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» …
Один из величайших каббалистов всех поколений Рамак пишет в книге Томер Двора, что человек, поднявшийся на высокий духовный уровень, должен любить всё человечество – как евреев так и не евреев. Все же в заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» не входит обязанность любить не евреев. Это учат из слов «ближнего своего» –– т.е. человека из твоего народа.
На первый взгляд, возникает вопрос: нет ли в этом дискриминации по отношению к не евреям? Подробный ответ на него Вы можете прочитать тут.