Рав Захарья Валлерштейн рассказывает:
В еврейском високосном году добавляется второй месяц Адар. Хотя общее правило гласит: мы всегда должны стремиться выполнить заповедь при первой же возможности, однако Пурим – исключение из этого правила. В високосном году Пурим празднуется во втором Адаре, потому что «предпочтительно сопоставлять избавление с избавлением» (Трактат Мегила, 6б). Мы хотим отпраздновать феномен избавления еврейского народа от гибели во времена Мордехая и Эстер наиболее близко к Песаху, то есть к тем дням, когда мы отмечаем исход иудеев из Египта и освобождение от египетского рабства.
Вс-вышний раскрыл Свое присутствие во времена выхода из Египта с помощью многих явных чудес. В противоположность этому, в истории Пурима нет ни одного открытого, очевидного чуда, но незримая Рука Творца, тем не менее, ощущается. Наши мудрецы постановили, что два этих праздника должны быть отмечены в определенной близости друг к другу, чтобы научить нас тому, что скрытые чудеса ничуть не менее необыкновенны и привлекательны, чем явные.
Только Б-г мог организовать все события так, что Вашти казнили, а Эстер избрали в жены царю; Ахашвероша мучила бессоница, и ему напомнили о том, что Мордехай спас его, именно тогда и в тот момент, когда Ѓаман пришел просить царя повесить Мордехая – и все это только небольшая часть истории.
Пурим учит нас смотреть на обыкновенные дни нашей жизни и замечать в них скрытые чудеса, постоянное проявление милости Всевышнего, которой Он нас одаряет, – и быть благодарным Ему за это.
Визит к стоматологу
Рав Валлерштейн вспоминает:
Я благодарен Б-гу за то, что Он позволил мне произнести эту речь сегодня, ибо для меня это было совсем не просто.
Сегодня я перенес операцию на ротовой полости и по этой причине был у стоматолога. Со времен моего детства я всегда избегал садиться в кресло стоматолога. Если задуматься, можно найти много поводов для благодарности к Б-гу только в одном факте визита к врачу.
Пятьдесят лет назад такая операция была невыносимо болезненной. Но сегодня, благодаря местной анестезии, вы ничего не чувствуете, кроме небольшой боли от самого укола и некоторого дискомфорта. Не стоит относиться к этому явлению как само собой разумеющемуся.
Сверх этого, Творец наделил человека мудростью, необходимой для создания имплантант, чтобы разрушившийся до совершенно не восстановимого состояния зуб мог бы быть заменен идеальной имитацией. Раньше утраченный зуб либо заменялся золотым, либо чем-то еще, что было либо временно, либо непривлекательно, либо и то и другое вместе.
Разве не стоит быть за это благодарным Создателю?
Когда процедура, наконец, закончилась и заморозка перестала действовать, казалось, вот теперь должна прийти боль. Однако Б-г дал людям знания, чтобы разработать такие лекарства, как анальгетики, Ношпа и Цитрамон. Разве не удивительно, что болеутоляющие лекарства способны войти в организм через пищеварительную систему, а подействовать именно на тот орган, который болит или может заболеть?
Благодаря этому, послеоперационная боль не так сильно потревожила меня, и вот сегодня я способен стоять на этой сцене и держать речь.
Праздник Пурим именно об этом: давайте научимся ценить маленькие чудеса в нашей повседневной жизни.
Отрывок из книги «Да будет дождь».
Reproduced from «Let there be rain» by Rabbi Shimon Finkelman and Rabbi Zechariah Wallerstein with permission of the copyright holders, ArtScroll / Mesorah Publications, Ltd.