Недельная глава Трума (Шмот, 25-27:19)
Эта недельная глава описывает, как Моше Рабейну, общаясь с Богом на горе Синай, узнает в деталях, как надо строить переносной Храм, Мишкан. Предназначение Мишкана — быть в пустыне духовным центром для евреев и, в конечном счете, для всего мира, став тем местом, где открывается Божественное присутствие, Шхина.
Спустившись к народу, Моше в точности передает всю полученную информацию.
Корпус Мишкана необходимо было собрать из тяжелых деревянных досок, поставив их вертикально. Каждую доску поддерживали у основания два тяжелых серебряных подножия. Эти вертикально зафиксированные доски покрывались золотом и были надежно скреплены между собой. Такими были стены Мишкана, а несколько слоев занавеса служили крышей над ними.
Внутри Мишкана находились: золотой семисвечник — Менора, а также деревянные стол и жертвенник для воскурений, покрытые золотом. За искусно вышитым занавесом располагалась Святая Святых, в которой был установлен Ковчег, также выполненный из дерева и золота. Внутри Ковчега хранились сапфировые Скрижали Завета, которые Моше принес с горы Синай. На них чудесным образом были выгравированы Десять Заповедей.
Переносной Храм, построенный под руководством Моше, служил еврейскому народу довольно долго. Затем в какой-то момент он был воплощен в Первом, а позже и Втором Иерусалимских Храмах.
Разрушение Храмов было чрезвычайно трагично для нашего народа, однако даже в этом случае Храм оставался с нами — в качестве внутреннего святилища, которое каждый еврей должен построить в своем сердце.
Детали физического, осязаемого Храма, описанные в главе Трума, помогают нам понять, каким образом мы можем построить свое собственное внутреннее святилище и тем самым способствовать открытому проявлению Бога внутри нас.
Разные виды глупости
Утварь, используемая в Мишкане, была деревянной, и стены его, как уже говорилось, были сделаны из дерева — в Торе оно называется деревом шитим (традиционно ассоциируется с акацией).
Интересно, что название этого вида растения можно перевести с иврита еще как «дерево глупости, безрассудства».
Это наводит нас на многие мысли, но, прежде всего, о цели Мишкана в нашей жизни.
Есть уровень общепринятого поведения в социуме, некая норма. Низкое, неблагородное и бессердечное поведение означает, что, человек, позволяющий себе такое, пренебрегает значимой для общества нормой, таким образом оказываясь ниже нее, что является глупостью и безрассудством.
Все грехи и зло нашего мира происходят от этого низшего вида глупости.
Но есть и противоположность этому: глупость совершенно другого вида – это поведение, превосходящее норму. Мудрецы назвали его «святой глупостью».
Через веру, самоотверженность, набожность и любовь человек способен выйти за пределы своего обычного уровня, сделав исключительный шаг. Представьте себе кого-то, решившего каждый день надевать тфилин, полностью поменять свою кухню, чтобы сделать ее по-настоящему кошерной, и тому подобное.
Иудаизм основан на силе, порожденной такими решениями.
Мы выживали в течение тысячелетий благодаря силе этого «святого безрассудства», благодаря нашей готовности (иногда) выходить за рамки общепринятой рациональности.
Скачок на новый уровень, которого за счет этого мы достигаем, искупает грубые ошибки и промахи нашей низшей, неприятной природной глупости. И таким образом плохое оборачивается хорошим, тьма превращается в свет.
Именно благодаря этому процессу мы и строим наше внутреннее святилище. Вот почему Мишкан был из дерева шитим, «дерева безрассудства».
Благодаря стремлению продвинуться вперед мы выходим за пределы привычного разума — в царство «святой глупости», преображая нашу грубую мирскую глупость до абсолютно духовного уровня.
Посредством этого мы раскрываем источник Шхины — присутствия Всевышнего в нашем мире. И тогда она освящает Святилище в нашем сердце, в нашем доме, в нашей жизни вообще — и, в конечном счете, распространяет божественный свет Иерусалимского Храма на весь мир, каким бы он в тот момент ни был.1
Сноски
- Идеи из Боси ле-Гани — каббалистического трактата Рабби Йосефа-Ицхака — своеобразного пособия, как построить Храм в себе самом. «Святая глупость» против природной дури.