Вопрос:
Уважаемый рав, я прочитал все о том, почему носят кипы, и понял смысл этого обычая. Но что же со шляпами? Почему я вижу еврейских мужчин, которые в дополнение к кипе надевают шляпу?
Ответ:
Действительно, многие евреи носят классические шляпы или другие головные уборы, например, меховые шапки штраймелы, и надевают их даже во время молитвы.
Если вас интересуют различия в ширине, материале и форме этих головных уборов, то такие вопросы не ко мне. Я раввин, а не социолог, а стили шляп больше отражают социальные нормы различных общин, чем что-то еще. Я просто могу вам рассказать о ношении второго головного убора — любого — поверх кипы, и во время молитвы тоже.
В соответствии с логикой
Идея надевать перед молитвой особую одежду очень и очень не нова. Почти три тысячи лет назад пророк Амос провозгласил: «Приготовься к встрече с Богом твоим, Израиль».1
Согласно объяснениям раввинов, под этими словами подразумевается, что перед молитвой следует тщательно подготовиться как внутренне, так и внешне, в том числе надеть особую одежду,2 как если бы предстояла встреча с очень уважаемой персоной, важным сановником.3
Кроме того, в наши дни молитва, как известно, заменяет жертвоприношения в Святом Храме. И подобно тому, как священники, в обязанности которых входили подготовка и принесение жертв, носили специальные одеяния, так и нам сейчас стоит молиться в особой одежде.4
Однако может возникнуть такой вопрос: а если для молитвы можно просто надеть какую-то специальную одежду, почему из всего многообразия одежды евреи выбрали именно головные уборы?
В прошлом существовал обычай, согласно которому, когда мужчины выходили на улицу и по дороге встречали большого мудрецом Торы5 или важную персону, они надевали головной убор. По аналогии с этим для молитв также требовались головные уборы.
Исходя из этого, некоторые считают, что людям, которые в обычной жизни не надевают шляпы на важные собрания, не нужно делать это и во время молитвы (при условии, что на них в этот момент есть другой особый предмет одежды).6 И, соответственно, тем, кто, подчеркивая торжественность и важность момента, все же иногда носит шляпу,7 то нужно ее надеть и на молитву.8
Окутанный смирением
Существует и другое мнение, например, что шляпа — это нечто большее, чем просто общественная норма. Религиозному еврею она придает чувство смирения, напоминая, что наверху есть Всевышний. Таким образом, даже если вы никогда не носите головной убор в других местах, во время молитвы это имеет смысл делать.9
У знатоков Торы и их учеников было принято молиться, будучи «покрытыми или укутаными» (итуф), поскольку это вызывает чувство еще большего благоговения перед Небесами.10 Понятие итуф соответствует надеванию шляпы или талита (или, как многие делают, пиджака) во время молитвы.11
Двойное покрытие первосвященника — и на«поднятие» себя
Однако, если, собираясь молиться, человек уже надел шляпу, обязательно ли одновременно с этим надевать и кипу?
Как уже говорилось, после разрушения обоих Иерусалимских Храмов молитва стала заменять нам богослужения, совершаемые в них. В Талмуде говорится, что первосвященник во время службы фактически носил два головных убора.12 Соответственно, уместно подражать первосвященнику, надевая шляпу поверх кипы.13
Мистические покровы
Наши мудрецы говорят, что существует пять различных терминов, которые относятся к понятию «душа»: нефеш (душа), руах (дух), нешама (дыхание), хая (жизнь) и йехида (сингулярность — единичность, неповторимость чего-либо).14
Каббалисты объясняют, что эти пять терминов на самом деле являются названиями пяти различных уровней души. Нефеш — это жизненная сила физического «я». Руах — эмоциональное «я» и «личность». Нешама — это интеллектуальное «я». Хая — сверхразумное «я», вместилище воли, желания, приверженности и веры. А йехида — самая сущность души, поскольку она соединена со своим источником, единой сущностью Бога.15
В то время как три нижних уровня души функционируют изнутри тела, два высших — хая и йехида — действуют сверху, над ним.
Каббалисты поясняют, что ношение двойного головного убора олицетворяет эти два высших уровня души. Соединяя два трансцендентных элемента души своим физическим действием,16 тем более с каваной (особым намерением), мы помогаем раскрыть их в низшем, физическом, мире.17
Таким образом, хотя человек вовсе не обязан носить в дополнение к кипе какой-то головной убор, все же это добавляет ему смирения во время молитвы и служит проводником, помогающим раскрыть более глубокий аспект собственной души.
Сноски
- Амос, 4:12.
- Талмуд, Шабат, 10а.
- Шулхан Арух, Орах Хаим, 91:5.
- Шулхан Арух, Орах Хаим, 98:4; Шулхан Арух а-Рав, 98:4.
- См. Пискей Тшувот, 91:3.
- См. респонсу Циц Элиэзер, 13:13.
- Исходя из этого критерия, любой ученик ешивы, который хотел бы носить шляпу в присутствии своего учителя или директора, должен был бы носить ее и во время молитвы.
- Пискей Тшувот, 91:3.
- См. Левуш, Орах Хаим, 151:6, и Элия Раба, 183:16, со ссылкой на Шало, который утверждает, что по этой причине следует носить шляпу в дополнение к кипе.
- Шулхан Арух, Орах Хаим, 91:6; Мишна Брура, 8:4.
- Шулхан Арух а-Рав, 183:6 и Мишна Брура, 8:4.
- См. Талмуд, Хулин, 138a, и комментарии там же.
- См. Ликутей Сихот, т. 9, стр. 276, где отмечается что это является истоком обычая, согласно которому многие должны носить и кипу, и головной убор одновременно.
- Берешит Раба, 14:9.
- Подробнее на эту тему на нашем сайте в статье «Что такое человеческая душа с точки зрения Каббалы?»
- О том, как мы связываем духовное движение с физическими действиями, см. на нашем сайте, например, статью Иветт Альт Миллер «Великолепный плод граната – 8 еврейских фактов в преддверии Рош а-Шана» (факт 8).
- См. Торат Менахем 5748, т. 4, стр. 164.