Раби Йосеф бар Эфраим Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 /1488-1575/ гг.) – величайший из законоучителей всех поколений, составитель кодекса Шульхан арух (Накрытый стол).
Детство и юношество
Родился в Испании, в г. Толедо. В 5252 /1492/ году, четырехлетним ребенком, он покинул страну вместе с остальными изгнанниками. Его семья, нашедшая временное пристанище в Португалии, вскоре была изгнана и оттуда. После длительных скитаний семья обосновалась в Стамбуле, столице могущественной Османской империи.
Изучал Тору у отца, а после его ранней смерти – у брата отца, р. Ицхака Каро, автора книги Толдот Ицхак.
Завершив период ученичества и женившись, он перебрался из Стамбула в г. Эдирне (бывший византийский Адрианополь), где жила семья тестя. Здесь в возрасте тридцати четырех лет он приступил к работе над составлением фундаментального свода законов, названного им Бейт Йосеф (Дом Йосефа), – эта работа продолжалась более тридцати лет. Там же, в Эдирне, р. Йосеф Каро основал Дом Учения, где занимались не только изучением законов, но и исследовали сокровенные разделы Торы. Ближайшим его соратником и последователем стал замечательный кабалист и пайтан р. Шломо Алькабец, задержавшийся в Эдирне по пути на Святую Землю.
Магид – небесный посленник
Раби Шломо Алькабец свидетельствовал, что во время их совместных занятий р. Йосефу Каро открывался «магид» (небесный посланник), передававший ему сокровенные тайны Торы. Часть знаний, почерпнутых от «магида», включены в книгу р. Йосефа Каро Магид Мейшарим (Сообщающий истину), опубликованную через век после его смерти – в Венеции 5454 /1694/ году.
Эпидемия
Во время эпидемии, вспыхнувшей в Эдирне, погибла жена р. Йосефа Каро и три его сына. После совершившейся трагедии он покинул этот город, и по прошествии времени женился вновь – на дочери р. Ицхака Сэбы, который был сыном выдающегося кабалиста из Испании р. Авраама Сэбы. Вместе с молодой женой р. Йосеф Каро поселился в г. Салониках и организовал там ешиву.
В Земле Израиля
В 5296 /1536/ году р. Йосеф Каро «поднялся» в Землю Израиля – в месяце элуль он достиг Цфата, где годом раньше обосновался и его друг – р. Шломо Алькабец.
В Цфате р. Йосеф Каро вновь основал ешиву: среди наиболее выдающихся его учеников были р. Моше Альшейх, р. Моше Галанти и совсем юный р. Моше Кордоверо, впоследствии один из наиболее значительных мудрецов кабалы.
Одновременно р. Каро стал даяном в суде, работой которого руководил р. Яаков Бейрав (Маари Бейрав). Когда в 5298 /1538/ году р. Бейрав предложил возобновить передачу смихи (раввинского посвящения), а затем возродить работу Санхедрина (высшего совета мудрецов), р. Йосеф Каро был одним из первых посвященных. Смиху от р. Бейрава получили также и ученики р. Каро: р. Моше Галанти и р. Моше Кордоверо; впоследствии сам р. Каро передал смиху р. Моше Альшейху. Однако дальнейшего развития эта идея не получила – в первую очередь, из-за открытого противодействия раввинов Иерусалима и Египта.
В 5306 /1546/ году, после смерти р. Бейрава, р. Йосеф Каро сменил его во главе раввинского суда Цфата – этот суд стал самым авторитетным в Земле Израиля. Из многих общин к р. Йосефу Каро обращались за разъяснением спорных вопросов – его респонсы объединены в сборник Авкат рохель (Благовония коробейника).
Эта книга была впервые напечатана в типографии турецкого города Измира в 5558 /1798/ году – через два века после смерти автора.
В Цфате р. Йосеф Каро завершил работу над своими основными алахическими произведениями. Он составил комментарии на два основных законодательных кодекса – на Мишнэ Тора Рамбама и на Арбаа турим р. Яакова, сына Роша.
Кесеф Мишне
В комментарии на Мишнэ Тора, названном Кесеф мишнэ, он указывает талмудические источники законов, приведенных Рамбамом, а также защищает алахические выводы Рамбама от критических замечаний Раавада из Поскьеры, автора Асагот (Заметок).
Комментарий Кесеф мишнэ был впервые издан через год после смерти автора – в Венеции в 5336 /1576/ году. В классических изданиях кодекса Рамбама этот комментарий печатается рядом с основным текстом.
Бейт Йосеф
К 5302 /1542/ году р. Йосеф Каро завершил свой комментарий на кодекс Арбаа турим, а затем еще девять лет его редактировал. В предисловии к этой книге, названной Бейт Йосеф, он писал: «Мне хотелось установить ясные законы по всем вопросам, разрешив споры между мудрецами, – ибо я полагал, что наша алаха должна быть единой, как едина сама Тора».
Однако, поясняет он, «моей целью не было создание нового алахического кодекса, ведь в таком случает мне бы пришлось повторять все то, что уже было написано, – я решил прокомментировать один из уже существующих законодательных сводов. …Я остановил свой выбор на книге Арбаа турим, поскольку в ней приводится по каждому вопросу большинство мнений». В своем комментарии р. Йосеф Каро обогатил законодательную палитру дополнительными псаками из новых кодексов и респонсов, появившихся за два века после выхода Арбаа турим, – и по каждому вопросу он стремился вынести окончательное решение.
В этой книге р. Йосеф Каро разработал новый метод принятия алахических решений. В предисловии он пояснял: «Понял я, что мне не следует устанавливать законы при помощи рассуждений и доказательств, опирающихся на Талмуд: ведь так поступали авторы Тосафот, Рамбам, Рашба, Ран, – и каждый из этих мудрецов отстаивал свою позицию. Как я могу позволить себе вмешиваться в споры великих, приводя свои аргументы?! Вот я и решил положиться на три столпа закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша. И я сказал себе: там, где двое из них согласны друг с другом, закон устанавливается по их мнению – кроме тех редчайших случаев, когда большинство других мудрецов возражают этим двум и во всех общинах принято поступать иначе… И это – наилучший путь при установлении законов».
Комментарий Бейт Йосеф был впервые напечатан в Венеции в 5311 /1551/ году. Завершив работу над комментарием, р. Йосеф Каро создал также его сокращенный вариант – Шульхан арух, в котором привел лишь готовые алахические решения, без аргументации и без указания на источники.
Сам автор так определял стоявшую перед ним задачу: «Подумал я, что нужно, обобщив сказанное в комментарии Бейт Йосеф, изложить все это кратко и ясно – чтобы законы Торы стали известны и понятны каждому еврею и чтобы мудрец, которого спросят, как поступить в том или ином случае, мог бы, зная Шульхан арух, сразу же, не колеблясь, дать четкий ответ… Я хочу, чтобы молодые ученики постоянно изучали Шульхан арух и знали его наизусть, – чтобы слова закона с юных лет были бы у них на устах и стали бы руководством в практических действиях… Я верю, что эта книга сможет, с Б-жьей помощью, наполнить мир знанием Г-спода».
Шульхан Арух
Новый сжатый кодекс был назван Шульхан арух (Накрытый стол), потому что, по словам самого автора, «он был подобен накрытому столу, с которого всегда можно взять необходимый закон».
Для организации материала р. Йосеф Каро использовал принцип, апробированный составителем кодекса Арбаа турим: он разделил все законы на четыре больших раздела. В первом из них, Орах хаим (Образ жизни), собраны законы повседневной жизни и праздников, во втором, Йоре деа (Обучающий мудрости), – заповеди и запреты ритуального характера, в третьем, Эвен аэзер (Камень помощи), – законы семейной жизни, и в четвертом, названном Хошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника), – законы судопроизводства и уголовного права.
Работа над книгой Шульхан арух продолжалась в течение двадцати лет: в 5315 /1555/ году в венецианской типографии вышел из печати первый раздел – Орах хаим, в 5323 /1563/ году была закончена работа над четвертым разделом, Хошен мишпат, и наконец, в 5325 /1565/ году печатание кодекса было завершено.
Большой интерес к Шульхан Аруху
Интерес к новой книге р. Йосефа Каро был столь значительным, что уже в 5327 /1567/ году появилось сразу два различных издания: одно, набранное «шрифтом Раши», – для знатоков Торы, другое, набранное «квадратными буквами», – для более широкого круга читателей. В 5334 /1574/ году, еще при жизни автора, книга вышла также в малом формате, разделенная на тридцать частей – так, чтобы, по словам самого р. Йосефа Каро, «ежедневно изучалась бы одна ее часть, и за месяц вся книга была бы повторена» (Предисловие к Шульхан арух).
С течением времени кодекс Шульхан арух – с примечаниями, написанными р. Моше Исерлисом (Рамо), – стал самым авторитетным сводом законов, признанным и принятым еврейскими общинами всего мира. Авторитет книги особенно возрос, когда к ней были созданы знаменитые комментарии р. Йеошуа Фалька, р. Давида Алеви (Таз), р. Шабтая Акоэна (Шах), р. Авраама Гомбинера (Маген Авраам) и других выдающихся законоучителей последующих поколений.
Третий брак
В 5324 /1564/ году, когда р. Йосефу Каро исполнилось семьдесят шесть лет, умерла его вторая жена, с которой он прожил большую часть своей жизни. Престарелый мудрец вступил в третий брак, взяв в жены дочь одного из ашкеназских раввинов, живших в Иерусалиме, – и когда ему исполнилось восемьдесят лет, у него родился сын Йеуда.
Смерть
Р. Йосеф Каро умер в Цфате тринадцатого нисана 5335 /1575/ года, в возрасте 87 лет. Погребен на древнем кладбище Цфата.
В последующих поколениях кодекс Шульхан арух был воспринят в качестве наиболее совершенного выражения Б-жественной воли в мире – по образному определению Рамо, «тот, кто спорит с ним (с составителем Шульхан аруха), как будто спорит со Шехиной (Б-жественным Провидением)» (Респонсы Рамо 48). Подчеркивая уникальность этого творения, р. Йосефа Каро стали посмертно именовать просто Мехабер (Автор) или Маран (Наставник).