Пишет Рамбам (Законы семейной жизни, 15:19):
«Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами… и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева».
Поясним эти слова:
Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя…
В различных местах Талмуда мы видим, что женщина имеет приоритет по отношению к мужчине во всем, что касается почета. По этой причине муж должен почитать жену больше, чем самого себя. Это включает в себя обязанность покупать ей более дорогую и почетную одежду, чем есть у него.
…и любил её так же, как себя.
Любить же жену муж не обязан больше, чем самого себя, однако следует любить ее, как самого себя, ведь так требует Тора от каждого еврея по отношению к его ближнему: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Из слов Талмуда (Псахим, 41а) мы видим, что прежде всего эта заповедь относится к жене.
И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами…
Поскольку муж должен заботится о почете жены и любить ее, следует, чтобы он «умножал ей всякие блага».
Также следует, чтобы разговор с женой был мягким, без раздражения и гнева, поскольку в этом есть также выражение почета и любви к жене.
Более того, наши мудрецы обучают нас, что женщины воспринимают только такие слова, которые облечены в красивую форму. По этой причине Творец указал Моше передавать слова Торы женщинам в красивой и приятной форме (Раши, Шмот, 19:3).
Закончим словами мудрецов в трактате Йевамот (62б):
О том, кто любит свою жену, как самого себя, и уважает ее больше, чем самого себя, сказано: И узнаешь, что благополучен шатер твой, и осмотришь жилище твое, и не будет у тебя ущерба.