Хрустальный колокольчик
Счастливый случай привел Шимона в одну из богатых семей еврейской общины Варшавы. Почти каждый вечер в этот дом приходили гости и хозяева любили провести с ними время за семейным столом. Шимон уже на протяжении нескольких недель не был дома и с удовольствием принял приглашение хозяев поужинать в кругу семьи.
Когда все собрались в гостиной, глава семьи позвонил в хрустальный колокольчик и ужин начался. Гостей обслужили слуги, быстро расставив на столах блюда с едой. Также быстро произошла смена блюд, затем был подан десерт, и при этом усилия хозяина сводились лишь к тому, чтобы позвонить в хрустальный колокольчик. Всю остальную работу незаметно и быстро делали слуги.
В конце вечера хозяин предложил гостям выбрать на память о проведенном в его доме вечере любую из понравившихся им вещей, стоящих на столе. Шимон хотел бы взять только одну вещь — хрустальный колокольчик, который с такой легкостью разрешает очень важные проблемы — стоит только позвонить в него — и ужин на столе. Хозяин дома был крайне удивлен — ведь можно было выбрать более дорогую и изысканную вещь, но желание Шимона было сильнее его доводов, и он согласился.
Итак, завершив в городе все дела, счастливый путешественник вернулся домой. Его возвращения с нетерпением ждала жена. В доме не было денег, продукты давно кончились, кредиторы постоянно требовали возврата долгов. Приезд мужа из города должен был разрешить все финансовые проблемы. И вот Шимон приехал и уже с порога объявил жене, что поездка была очень удачной. Но, прежде всего, он хотел бы поужинать, а потом….
Все, что произошло дальше в этом доме, представить не трудно. Позвонив в колокольчик, Шимон решил, что вот сейчас-то и решатся все проблемы. Его, естественно, ждало разочарование.
Распространенная ошибка
Эту историю однажды рассказал Магид из Дубно. И приведена она для того, чтобы напомнить о том, как часто мы совершаем подобные ошибки, считая, подобно этому человеку, что есть какой-то особый секрет, благодаря которому, можно получить что-то необходимое, не прилагая никаких усилий. Это правило распространяется на все, происходящее в нашей жизни, в частности, и на супружескую жизнь.
Мечта каждой женщины
«Известно, что главная мечта в жизни каждой женщины, — найти мужа, который любил бы ее»
(Стайплер).
Нет такой девушки, которая не мечтает о любви и замужестве. В самой природе женщины заложено стремление найти человека, которого она могла бы любить и который любил бы ее. Девушка приближается к замужеству, зачастую не задумываясь о смысле брака, не зная, с какими проблемами ей придется столкнуться в будущем. В результате, иногда всего лишь через несколько месяцев после свадьбы, она начинает понимать, что для того, чтобы семейная жизнь наполнилась смыслом и принесла удовлетворение ей и ее мужу, недостаточно лишь «позвонить в колокольчик». Брак — это нечто большее, чем свадебный обряд. Блеск и обаяние свадьбы остаются на фотографиях в семейном альбоме, а нам предстоит строить новую жизнь, новые отношения на основе любви к мужу и семье.
Ценности Торы — залог семейного счастья
История феминистского движения нашего поколения отражает стремление женщин определить позицию относительно своей роли в семье. На этом поприще женщины испробовали множество подходов, подчас прямо противоположных друг другу. Впрочем, и сегодня многие из них продолжают эти бесцельные поиски.
Феминизм стремится к изменению существующих представлений о женской природе. Лидеры этого движения заявляют: «Нас не удовлетворяет роль, которую отвело нам общество, мы хотим найти новое определение нашего предназначения». Однако и сегодня, после многих лет борьбы, безуспешных попыток проведения в жизнь своих идей, феминизм не в состоянии предложить жизнеспособную систему ценностей. На самом деле, по мере развития феминистских теорий успела деградировать нравственность, возникли сомнения в необходимости брака, резко снизился уровень рождаемости, а женщины по-прежнему продолжают чувствовать, что общество эксплуатирует их.
Врач-педиатр, женщина, воспитанная в нерелигиозной семье и впоследствии принявшая образ жизни, предписанный Торой, призналась своей подруге: «Я вела жизнь религиозного человека в течение двух лет, прежде чем действительно поверила в Б-га».
Ее собеседница изумилась: «Как же ты могла следовать законам Торы, не понимая, для чего все это нужно?»
— Я наблюдала за семьями, живущими по Торе, и видела, как они живут. Женщины из этих семей поразили меня. Я почувствовала, что они больше в ладу с собой, чем другие мои современницы. Замужество для них не бремя, а способ самовыражения. Я убедилась, что их удивительные отношения с мужьями, так же как и отношения между родителями и детьми, — это результат их приверженности еврейскому образу жизни. Поэтому мне захотелось тоже создать семью, в которой и я смогу реализовать эти ценности. Меньше всего я хотела, чтобы вера или ее отсутствие помешали мне в этом.
Система ценностей, предложенная Торой, помогает возникновению семей, которые по праву считаются идеалом стабильности и семейного счастья, независимо от того, к какому обществу и какой культуре принадлежит еврейская семья. Никогда еще противоречие между ценностями иудаизма и ценностями окружающего мира не было столь очевидным, как в наши дни. Выяснение причин резкого роста числа разводов отчасти проясняет эту картину.
Можно сказать, что указанные трудности возникли в результате исторической неспособности западного общества определить свою позицию в вопросах секса. Мы можем выделить два основных подхода к решению проблемы:
— преклонение перед физическими наслаждениями, нашедшее высшее выражение в гедонизме греческой цивилизации; причем стремление к красоте и физическим удовольствиям становится самоцелью;
Надо отметить, что оба подхода связаны, прежде всего, с пренебрежительным отношением к женщине. Для греков женщина была, в первую очередь, объектом наслаждения. Для христиан женщина — это соблазнительница и источник вожделений. Брак был принят христианским миром только как средство обуздания греховной природы человека. Однако христианским идеалом была и осталась жизнь в безбрачии.
Как получилось, что общество оказалось неспособным решить эту проблему, одну из самых важных в нашей жизни? Видимо, из-за своего материального подхода к этой теме, в котором греческий гедонизм принимает материализм, в то время как христианский аскетизм его отвергает.
Святость интимных отношений
Иудаизм, напротив, исходит из убеждения, что весь мир проникнут Б-жественным началом. Всевышний как бы ввел в него творческую потенцию. Когда мы провозглашаем: «Слушай, Израиль, Ашем Б-г наш, Ашем един», — мы не просто отрицаем существование других божеств, мы подчеркиваем, что Его всепроникающее единство наполняет и пронизывает абсолютно все аспекты Творения. Это утверждение справедливо по отношению ко всему миру в целом, а также к союзу мужчины и женщины.
«Знайте, что акт соединения чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями. Не следует думать, будто в таком соединении есть что-либо отталкивающее или неподобающее, не дай Б-г»
(Рамбан, Игерет акодеш).
Более того, книга Зоар описывает брачный союз как соединение двух частей одной души. Физическая близость является завершением всеобъемлющей связи супругов и, следовательно, должна рассматриваться как акт, освященный Всевышним.
Такая точка зрения добавляет еще одну особенность к роли женщины: она становится равноправным партнером в священном акте. Ее связь с мужем дает возможность внести в мир еще одну реализацию Б-жественного единства. «И прилепится к своей жене и станут они единой плотью» (Берешит 2:24).
Гематрия (численное значение) ивритского слова аава (любовь) равна гематрии слова — эхад (один). Более того, сумма гематрий двух этих слов равна двадцати шести, что является гематрией Имени Всевышнего. Итак, мы вновь видим, что в иудаизме любовь — это единство, и когда супругов объединяет любовь, их союз отражает и обнаруживает присутствие Ашема.
«Жена должна соединиться с мужем также и в священных и возвышенных мыслях. Их сознания соединяются в одно… тогда они сами соединятся и Б-жественное Присутствие будет между ними»
(Рамбан, Игерет акодеш).
Еще о святости интимных отношений читайте тут.
Особенность женщин
Каждое утро мужчина произносит благословение «шело асани иша«, благодаря Всевышнего за то, что Он «не сотворил его женщиной». Согласно комментарию, эти слова как бы являются признанием, согласием с тем, что именно мужчинам дана возможность выполнить большее количество мицвот. Женщина, читая утренние брахот, благодарит Всевышнего за то, что Он «сотворил ее по Своей воле» («ше асани кирцоно). Каббалисты добавляют, что факт, что женщина не просит дать ей возможность выполнить большее количество мицвот, свидетельствует о ее уникальной природе.
Каково значение мицвот в нашей жизни? И почему так важно именно выполнение мицвот, а не осуществление наших собственных, даже самых добрых, желаний? Дело в том, что выполнение мицвот как бы оттачивает природу человека и приводит ее в согласие с волей Всевышнего. Мужчинам дано большее количество мицвот, ибо они должны проделать большую работу в этом направлении. Природа женщины не требует таких «усилий», потому что ей присуща естественная интуитивная причастность воле Ашема. И это, в частности, отражено в ее отношении к сексу. Женщине была дарована естественная способность воспринимать супружескую близость как священный и возвышенный акт, который, кроме физической близости, дает ей ощущение эмоциональной самореализации.
Раши объясняет, что женщина обладает большим потенциалом полового влечения, чем мужчина (Берешит 3:16), ибо ее влечет не только к физическому слиянию, но и к акту любви и святости. Заповедь супружеской близости названа в Торе словом она, что означает в переводе с иврита ответ, т.е., соответственно заповеди мужчина как бы «отвечает» женщине в ее стремлении к святости в браке.
Признание особенности женской сексуальности является краеугольным камнем системы ценностей и законов, называемых таарат амишпаха, то есть той, данной Всевышним, системы, которая регулирует супружеские взаимоотношения. Законы таарат амишпаха опираются на естественные процессы, происходящие в организме женщины, и отражают ее стремление не только к индивидуальной свободе и праву на независимое существование, но и к любви.
Законы семейной чистоты — секрет еврейской женственности
Таарат амишпаха — это секрет еврейской женственности, который помогает женщине наиболее полно выразить себя в браке. Он дает супругам исходящее от Всевышнего представление о том, каковы должны быть их отношения и в каких формах выражаются взаимная любовь и преданность. Только на этой основе они могут строить свою семейную жизнь. Изучение этой системы взглядов поможет каждой еврейской женщине открыть для себя древние законы, данные Б-гом на горе Синай.